Найти в Дзене
Полотно Истории

Обман на тарелке: как в царской России травили едой

Сегодня я хочу рассказать про тёмную сторону русской кухни времён Российской империи. Представьте: идёшь на рынок за хлебом или чаем, а вместо этого получаешь гипс, известь или того хуже — яд. В те времена мошенники с едой проворачивали такие схемы, что нынешние подделки покажутся невинной шуткой. Отравленное пиво, надутые гуси, кофе из пыли — и это ещё не всё. Давайте разберёмся, как дельцы обманывали народ, и почему их проделки порой стоили людям здоровья, а то и жизни. Чай в России любили всегда, но в XIX веке он был роскошью. Поставляли его из Китая, и стоил он недёшево. Купцы, конечно, не упускали шанса нажиться. В Сибири, где чай шёл первым делом, в него подмешивали стебли, ветки, а то и листья берёзы, рябины или иван-чая. Хуже того — использовали заварку повторно. В трактирах собирали остатки, сушили, красили купоросом, сажей или графитом и снова пускали в дело. Историк А. Субботин писал, что такие фокусы были обычным делом. В конце XIX века прогремело дело братьев Поповых.
Оглавление

Сегодня я хочу рассказать про тёмную сторону русской кухни времён Российской империи. Представьте: идёшь на рынок за хлебом или чаем, а вместо этого получаешь гипс, известь или того хуже — яд. В те времена мошенники с едой проворачивали такие схемы, что нынешние подделки покажутся невинной шуткой. Отравленное пиво, надутые гуси, кофе из пыли — и это ещё не всё. Давайте разберёмся, как дельцы обманывали народ, и почему их проделки порой стоили людям здоровья, а то и жизни.

Чай из мусора и дело Поповых

Чай в России любили всегда, но в XIX веке он был роскошью. Поставляли его из Китая, и стоил он недёшево. Купцы, конечно, не упускали шанса нажиться. В Сибири, где чай шёл первым делом, в него подмешивали стебли, ветки, а то и листья берёзы, рябины или иван-чая. Хуже того — использовали заварку повторно. В трактирах собирали остатки, сушили, красили купоросом, сажей или графитом и снова пускали в дело. Историк А. Субботин писал, что такие фокусы были обычным делом.

В конце XIX века прогремело дело братьев Поповых. Александр и Иван торговали поддельным китайским чаем, подделывая этикетки уважаемого дома «Братья К. и С. Поповы». На суде Александр взял вину на себя и уехал в Сибирь пожизненно, а Ивана оправдали. Звучит как сюжет для фильма, но это была суровая реальность.

Этикетка чая торгового дома братьев
Этикетка чая торгового дома братьев

Пиво с ядом и вино из воды

Пиво в трактирах тоже было минным полем. Если оно скисало, в него сыпали известь, чтобы убрать запах, — так писал бытописатель Евгений Иванов в книге «Меткое московское слово». А в начале XX века в Москве и Питере проверили бутылочное пиво после жалоб. И что нашли? Серную кислоту для цвета и глицерин для пены. Иногда в разливное подмешивали белену или полынь — и это в лучшем случае.

Вино не отставало. В винодельческих краях, вроде Крыма или Кавказа, подделок почти не было — своего добра хватало. А вот в Москве и Петербурге вино часто делали из воды, сахара, спирта и красителей. Экономист С.И. Гулишамбаров подсчитал, что в 1887–1890 годах в Москву привезли 460 тысяч пудов вина, а вывезли 800 тысяч. Откуда лишнее? Из-под крана, конечно.

-2

Молоко с мелом и масло с клеем

Молочные продукты были золотой жилой для жуликов. Екатерина Авдеева, автор «Ручной книги опытной хозяйки» 1842 года, предупреждала: в молоко сыпали известь для жирности, в сливки — мел, чтобы гуще казались. Прокисшее молоко “оживляли” содой, а в сыр добавляли муку и крахмал. Хотите ещё страшнее? Для густоты в масло лили мыльный раствор или столярный клей. Сливочное масло набивали крахмалом, свиным салом или рыбьим жиром. Даже маргарин, который появился в 1902-м как дешёвая замена, подкрашивали морковным соком или луковой шелухой

-3

Хлеб с кислотой и кофе из гипса

Мука тоже страдала от фальсификата. В пшеничную или ржаную подмешивали ячменную, бобовую или просто крахмал. А чтобы хлеб выглядел пышнее, пекари сыпали углекислый натр и соляную кислоту. В сахаре находили песок, известь или мел — в лучшем случае муку. Кофе был ещё хуже: в 1880-х годах в Питере раскрыли целые шайки, которые лепили зёрна из гипса, глины или теста, обжаривали в патоке и полоскали в кофейной гуще для запаха. Растворимый кофе разбавляли дорожной пылью, цикорием или молотыми желудями.

Пекарня. Приют
Пекарня. Приют

Горошек с ядом и конфеты с ртутью

Зелёный горошек в XIX веке был модным, но дорогим. И вот в Питере в конце века случилась беда: массовые отравления консервированным горошком, больше тысячи пострадавших, были и смерти. Оказалось, для яркого цвета его заливали медным купоросом. Мошенников отправили на каторгу, но осадок остался. Конфеты тоже не радовали. Доктор А. Фишер-Дюкельман в 1903 году писала, что леденцы красили ядами: зелёные — ярь-медянкой, красные — киноварью (ртутью), жёлтые — свинцовым глетом. Даже сахар подкрашивали синькой, чтобы казался “благороднее”.

-5

Надутые гуси и мясо с селитрой

На рынках творилось своё безобразие. Екатерина Авдеева в той же книге описывала, как торговцы надували тощих гусей воздухом, зашивали их и выставляли “казовым концом” — чтобы казались жирнее. Мясо, которое портилось без ледников, вымачивали в селитре для цвета и запаха. Такие фокусы были не просто обманом — они убивали здоровье.

-6

Смотришь на всё это и думаешь: как люди вообще выживали? Мошенники в царской России не просто наживались — они играли с чужими жизнями. Но народ учился быть начеку, а хозяйки вроде Авдеевой делились опытом, как не попасться. Эти истории — напоминание, что за вкусной едой иногда пряталась настоящая опасность.

Если вам понравилось копаться в таких тёмных уголках прошлого, ставьте лайк и подписывайтесь на канал — буду рассказывать ещё! А как думаете, что хуже — тогдашние подделки или современные? Пишите в комментариях, мне правда любопытно!