«Чук и Гек» (1939)
Я очень условно помнила, о чем эта история, потому что читала её в своём мохнатом детстве. Осталось только общее впечатление и совершенно поверхностные воспоминания о путешествии мамы и двух мальчишек куда-то в снега и холод перед Новым годом, чтобы увидеться с отцом.
Поэтому перечитывала с Машкой, как впервые. И, конечно же, сейчас меня цепляли уже совершенно иные вещи.
Мать, с семилеткой и шестилеткой год живет сама, без мужа (пусть даже в Москве!), а потом с ними же несколько дней едет в поезде (а потом в санях с ямщиком, укутанные тулупами!) по тайге. А потом живет с детьми в домике посреди тайги, набирая воду в ручье, топя печку и прочее-прочее (городская жительница!). Героическая женщина, вот что. Отважная и совершенно безбашенная. Мама тут - мой герой!
Ну, и мальчишки. Почему-то мне помнилось, что они были совсем-совсем мелкие, но – нет. По тексту они хоть и мелкого возраста, но взросленькие мужички такие, очень разные, но невероятно милые и в своих шалостях, и в том, как защищали маму своими угрюмыми взглядами.
Чудесная книжка. И она чудесна просто всем: и бытовыми зарисовками, и обычаями-традициями, царившими в те далекие времена, и нравами и устоями - сейчас жизнь имеет и другой темп и слишком многое изменилось (иногда, «к сожалению»). И в сюжетно-литературном плане это удивительная «роуд-стори», такая, какой ей положено быть, с восхитительным ощущением путешествия и дороги, которая ведёт-ведёт и, в конечном итоге, приводит к цели. Отличная приключенческая история для младшего школьного возраста.
Сейчас, для меня она была припылена печалью, потому что после 1939 года, когда она была написана и когда приблизительно происходят события, будет год 1940-й, а потом 1941-й. А довоенные истории для меня всегда имеют налёт «и все ещё живы».
Но и в этом есть своя ценность.
И если наличие в программе третьего класса «Чука и Гека» было логичным и уместным, то вот обнаружить там «Тимура с командой» было той ещё внезапностью.
«Тимур и его команда» (1940)
В своё время я очень любила эту историю. Димасу я её не читала, а его школьные программы (обе) были исключительно далеки от Гайдара (увы). Поэтому между последней моей встречей с Тимуром и 3-м классом Марусиной школы прошло «кхм» лет. Примерно сорок (OMG!!!)
Сейчас, конечно, я и к личности автора отношусь несколько иначе, чем в 80-х, и, пожалуй, биография Голикова – одна из тех немногих, в которую мне погружаться совершенно неохота.
…Профессор психиатрической клиники Корсакова просил Гайдара записывать свои сны, и Гайдар записывал. Пользовался специальным шрифтом, нумеровал повторяющие сны. И вдруг среди каши этих шифров, этих номеров горькое и ясное: «Снились люди, убитые мною в детстве»… Был тогда Гайдар в затяжной депрессии, и во все стороны от него было ледяное одиночество…
Поэтому книгу я брала не без опаски.
Впрочем, перед тем у нас был положительный опыт с «Чуком и Геком», так что совсем уж подстав я от Аркадия Петровича не ждала.
И не получила, за что и спасибо)
Летние приключения подростков, которые в Подмосковье организовали отряды помощи семьям красноармейцев, и, окутав свою деятельность тайной, чтобы было интереснее, причиняют ночами добро, несколько пугая своей деятельностью местное население.
Плюс противостояние «пионеров» и «хулиганов».
Плюс очень непростые отношения двух сестер, растущих без матери и, практически, без отца: 18-летней Ольги и 13-летней Женьки.
Плюс – две лирические линии.
Плюс – исторический контекст. Действие разворачивается в августе 1939 -го года, поэтому война уже витает в воздухе: перемещаются войска, уже есть погибшие на границе (Халхин-Гол), уже празднуется годовщина «победы красных под Хасаном», разговоры детей-подростков зачастую о войне, да и организация отряда Тимура близка к «всамделишной», военной.
К слову, Гайдар записал в дневник, что принялся за «повесть о Дункане» (так он хотел назвать Тимура) 14 июня 1940 года, когда Советский Союз предъявил ультиматум Литве (а 15-го – Латвии и Эстонии). Он закончил повесть к концу августа. Ультиматум в повести будут предъявлять «тимуровцы» «квакинцам» – так что параллели с историческими событиями тут налицо.
Конечно же сейчас мне видны все недостатки книги, что было совершенно незаметно много лет назад. Видно и то, что изначально она была сценарием фильма – тут имеются откровенная кинематографичность и местами литературная скудость, и вся история написана короткими простыми предложениями. Да и образы в истории очень простые, практически прямолинейные.
Что касается образов – мне их простота не мешала. Гайдар сумел так точно подобрать слова, что детки получились живыми и объемными. И это тот самый случай, когда буквально пара штрихов к портретам, и образы получились прекрасные и очень яркие.
Так что я легко вспомнила, как была в своё время влюблена в Тимура. И сейчас прекрасно поняла – за что именно.
И ещё не без восхищения наблюдала за тем, как у Гайдара буквально парой предложений получилось создать звенящее напряжение между Тимуров и Квакиным:
- Здорово, комиссар! - склонив голову набок, негромко сказал он. - Куда так торопишься?
- Здорово, атаман! - в тон ему ответил Тимур.
И, в целом, линия противостояния и внутренней борьбы в стане «квакинцев», отношения к Гейке («у него брат – матрос»), отношения между Квакиным и его помощником Фигурой – лучшее, как по мне, что есть в этой истории.
Во всяком случае, сейчас именно это мне было наиболее интересно.
Вся пионерско-тимуровская движуха сейчас мне показалась несколько неправдоподобной. Все эти вздохи взрослого населения «Ах, что же такое происходит в наших садах», «Ах, кто же это делает» при том, что весь поселок на виду – ну, сказочные сказки. Действительно, не нашлось ни одной любопытной и резвой бабульки (или пастуха!), которые бы с утра выследили компанию помогаторов. В детстве это читалось, конечно, задорно и как «ухтыжка», и - главное – вызывало правильные эмоции, потому что хотелось бы вот так же, плечом к плечу по ночам переводить бабушек через дорогу )))
Опять же сейчас было неожиданной неожиданностью, что вся история разворачивается на протяжении очень незначительного периода времени (а в детстве мне казалось, что там чуть ли не на все лето приключений хватило, оказалось – вовсе нет). Думаю, поэтому Гайдар и выдает нам персонажей «как они есть»: этот такой, а этот – вот такой. И за пару недель они не сильно-то изменились. Пожалуй, единственное развитие тут получает тут только Ольга – старшая сестра Женьки, которая от «мерзкой токсичной душнилы» проходит путь к «душниле умеренной». Остальные действуют внутри сложившихся характеров.
Понравилась ли мне эта история сейчас? Несомненно. Думаю, даже больше, чем в детстве. Сейчас мне значительно больше понятна общая атмосфера – предвоенная, но уже военная, общая напряженность и вот это «лето в тылу».
Опять же, моя фантазия отлично дорисовывает будущее героев: Великая Отечественная война начнется меньше, чем через год.
Наверное, именно поэтому меня несколько удивило то, что эту повесть предложили читать третьеклашкам.
Вот, «Чук и Гек» - сразу да. «Тимур» мне показался несколько сложноватым для нынешних «вегетарианских» 9-леток. Это не те дети, которые росли в контексте событий, для кого Гайдар был – мифическим персонажем, скачущим впереди, а пионеры-тимуровцы – частью жизни. Да и главным героям там по 13 лет - сложно с ними себя идентифицировать.
Так что я бы накинула пару лет и позволила читателям поднабраться и читательского опыта, и общих знаний. Как по мне - класса для 4-5-го эта история.
Но поскольку в программе она есть, мы её прочитали с Машкой, и каждая получила своё удовольствие: Марусяну явно понравилась идея тайных собраний на чердаках, позывные по форме и целое приключение с поимкой банды. Мне - всё остальное)