В наступившем году один из самых значимых праздников в еврейском календаре, Песах, берет свое начало вечером субботы, 12 апреля, и продолжается весь следующий день, 13 апреля, выпадающий на воскресенье. В Израиле празднование Песаха растягивается на целую седмицу, при этом первые и последние два дня пасхальной недели официально признаны выходными (подробнее об этом будет сказано ниже). Пасхальная неделя, известная как Холь ха-Моэд Песах, стартует в понедельник, 14 апреля, и продлится до 18 апреля, завершаясь вторым праздничным днем в субботу, 19 апреля. В данном материале собрана исчерпывающая информация о Песахе, раскрывающая его глубокий смысл, устоявшиеся обычаи и особые предписания для первого вечера праздника – пасхального Седера.
Смысл и названия Песаха
Песах занимает особое место среди иудейских праздников, являясь одним из наиболее важных. Он посвящен воспоминанию об Исходе еврейского народа из египетского рабства.
Основное название праздника происходит от древнееврейского глагола "лифсоах", что означает "пройти мимо", "минова́ть". Считается, что Всевышний "миновал" дома евреев, когда обрушил на Египет последнюю, самую страшную казнь – смерть первенцев, в наказание за многовековое угнетение евреев, включая их жестокую эксплуатацию на строительстве величественных пирамид.
У Песаха есть и другие названия, отражающие различные грани его значения:
· Хаг ха-мацот ("праздник пресного хлеба", или мацы) – напоминание о спешке Исхода, когда тесто для хлеба не успело закваситься;
· Хаг ха-херут ("праздник свободы") – символизирует обретение свободы и избавление от рабства;
· Хаг ха-авив ("праздник весны") – отмечает время года, когда происходит праздник, и символизирует обновление жизни.
Даты празднования: Израиль и диаспора
Согласно священному писанию Торе, Песах традиционно отмечается в течение семи дней. Однако за пределами Израиля, в еврейской диаспоре, праздник продлевается на один день и длится восемь дней.
В Израиле нерабочими днями, как правило, являются только первый и седьмой дни Песаха (в 2025 году это 13 апреля, воскресенье, и 19 апреля, суббота, которая и так является выходным). Возвращение к работе и учебе в 2025 году приходится на воскресенье, 20 апреля. В диаспоре верующие евреи также не работают во второй и восьмой дни Песаха.
Промежуточные дни Песаха, имеющие статус Холь ха-Моэд ("праздничные будни" или "полупраздник"), допускают выполнение работы, письма, приготовления пищи. Тем не менее, еврейская традиция призывает воздерживаться от дел, которые можно отложить до окончания праздничных дней.
История праздника: Исход из Египта
Повествование об установлении Песаха изложено во второй книге Торы, "Шемот" ("Исход"). Моше (Моисей) обратился к фараону с требованием освободить еврейский народ от рабства, предупредив о грядущем гневе Всевышнего в случае отказа. Фараон отверг его просьбу, и тогда на Египет обрушилась череда из десяти страшных бедствий, или казней:
· Превращение всей воды в Египте в кровь;
· Нашествие жаб;
· Нашествие кровососущих насекомых (мошек, вшей, возможно, клопов);
· Нашествие песьих мух (оводов);
· Мор скота;
· Язвы и нарывы на теле людей и животных;
· Гром, молнии и огненный град;
· Нашествие саранчи;
· Трехдневная египетская тьма;
· Смерть первенцев.
В канун десятой, самой ужасной казни – смерти первенцев – Всевышний заповедал евреям принести в жертву ягнят, зажарить их мясо, а кровью пометить дверные косяки своих домов. В ночь на 15-е число месяца нисан Всевышний прошел мимо еврейских жилищ, и они были спасены, в то время как первенцы во всех остальных домах погибли. После этого фараон, сломленный горем и страхом, дал согласие на уход евреев из Египта.
В первый же день евреи, опасаясь, что фараон может передумать, поспешно покинули Египет. Фараон вскоре пожалел о своем решении и отправил в погоню за беглецами свою армию. Однако было уже поздно. На седьмой день Песаха воды Красного моря чудесным образом расступились перед евреями, позволив им перейти на другой берег, но затем сомкнулись, поглотив преследователей. В память об этом чуде седьмой день Песаха также отмечается как праздничный. В этот день существует обычай приходить к морю, реке или другому водоему и петь "Песнь на море" (Шират ха-Ям).
Традиции Песаха: Седер
Первый вечер Песаха (а вне Израиля и второй вечер) посвящен особому семейному торжеству – Седеру. Во время праздничной трапезы читается книга, называемая Агада, в которой повествуется об Исходе из Египта. Участники Седера погружаются в атмосферу тех событий, отождествляя себя со своими предками и стремясь осмыслить исторические события в контексте современной жизни.
Запреты и разрешения в еде
На протяжении всех дней Песаха строго запрещено употребление квасного (хамец) – любых продуктов, приготовленных из забродившего теста, муки или дрожжей. К хамец относятся хлеб, сдобная выпечка, печенье, макаронные изделия, пшеничная водка и пиво. Хамец не только нельзя есть, но и хранить в доме, за исключением случаев, когда эти продукты были проданы (окончательно или на время Песаха) нееврею. В канун праздника проводится тщательная уборка дома и поиск хамеца, а найденное подлежит сожжению.
Единственным видом мучных изделий, разрешенным к употреблению в Песах, является маца – пресный хлеб. Весь процесс приготовления мацы, от соединения муки с водой до выпечки, должен занимать не более 18 минут, чтобы избежать процесса брожения.
Маца служит напоминанием о спешке, с которой евреи покидали Египет, когда у них не было времени на приготовление квасного хлеба.
Символические блюда Седера
Помимо мацы, на Седере обязательно присутствуют:
- Харосет – смесь из тертых яблок, орехов, фиников и вина, символизирующая глину, которую евреи использовали для изготовления кирпичей на египетских стройках;
- Марор – горькая зелень (например, салат-латук), напоминающая о горечи рабства;
- Зроа – кусочек жареного мяса (обычно баранины с косточкой или куриное крыло), в память о пасхальном жертвоприношении;
- Бейца – вареное вкрутую куриное яйцо, символ храмовых богослужений и стойкости еврейского народа (яйцо, единственный продукт, который при варке становится не мягче, а тверже);
- Карпас – кусок негорького овоща (например, картофель, петрушка, сельдерей или капуста), олицетворяющий весеннее обновление. Карпас обмакивают в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые в рабстве, а также Красное море, воды которого Б-г разделил для спасения евреев;
- Хазерет – мелко натертый хрен, который намазывают на марор, подобно бутерброду, усиливая ощущение горечи.
Напитки на Седере
Во время пасхального Седера каждый участник должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Эти четыре бокала символизируют четыре обетования, которые Всевышний дал еврейскому народу:
- "Выведу вас из-под ига египтян",
- "Избавлю вас от рабства их",
- "Спасу вас",
- "Приму вас Себе в народ".
По традиции также принято наполнять пятый бокал и оставлять его для Элиягу ха-Нави (пророка Илии), который, согласно поверью, может неожиданно посетить каждый еврейский дом в этот праздник.
В 2025 году Песах начинается после исхода субботы 12 апреля, поэтому свечи зажигают от уже горящего пламени. В дни Песаха существует обычай путешествовать по стране, посещать развлекательные мероприятия и проводить время в кругу семьи.