Найти в Дзене

Как психолог может помочь подростку подготовиться к экзаменам

15-ти летний подросток, назовём его Рома, завалил ОГЭ. То есть совсем, все четыре предмета. Родители в отчаянии. Мама из небольшого городка привозит парня к психологу, чтобы я помогла настроиться на пересдачу. Подросток – интересный мальчишка. Живой, активный. Такие девочкам нравятся. С виду и не скажешь, что двоечник. Как психолог может помочь в такой ситуации? Ищем ресурсы подростка. Прошу рассказать парня чем он увлекается, что делает с удовольствием, в чём он успешен. Оказывается мальчишка занимается футболом, он нападающий футбольной команды и успешно забивает голы. «Какой ты, когда играешь в команде? Что ты думаешь, чувствуешь? Что заряжает тебя энергией и уверенностью?» - спрашиваю его. Подросток рассказывает о том, как перед игрой их настраивает тренер. Тренер говорит ему: «Это твоя зона ответственности». И парень будто становится выше ростом, сильнее,  действительно, наполняется уверенностью и чувством ответственности за команду, за результат игры. Зафиксировали это состояние

15-ти летний подросток, назовём его Рома, завалил ОГЭ. То есть совсем, все четыре предмета. Родители в отчаянии. Мама из небольшого городка привозит парня к психологу, чтобы я помогла настроиться на пересдачу.

Подросток – интересный мальчишка. Живой, активный. Такие девочкам нравятся. С виду и не скажешь, что двоечник.

Как психолог может помочь в такой ситуации?

Ищем ресурсы подростка.

Прошу рассказать парня чем он увлекается, что делает с удовольствием, в чём он успешен.

Оказывается мальчишка занимается футболом, он нападающий футбольной команды и успешно забивает голы.

«Какой ты, когда играешь в команде? Что ты думаешь, чувствуешь? Что заряжает тебя энергией и уверенностью?» - спрашиваю его.

Подросток рассказывает о том, как перед игрой их настраивает тренер. Тренер говорит ему: «Это твоя зона ответственности». И парень будто становится выше ростом, сильнее,  действительно, наполняется уверенностью и чувством ответственности за команду, за результат игры. Зафиксировали это состояние словом.

«Получается, что в тебе, Рома, живут два разных человека: один собранный, энергичный, результативный, а другой – безвольный слабак?»

Роман впервые осознал эти свои разные, прямо противоположные состояния. Его это удивило и заставило задуматься.

«Назови словом своё состояние, когда ты слабый».

«Лох», - ответил парень.

Нам удалось дифференцировать два разных состояния Ромы – ресурсное и нересурсное. Он прямо на сессии упражнялся в том, чтобы произвольно активизировать своё ресурсное состояние и понял, что может этим управлять.

В позиции ресурсного состояния виртуально «посмотрели» на предметы ОГЭ, как на задачи, которые расположены на футбольном поле. Определили алгоритмы действий по «забиванию голов» - сдаче этих предметов.

Потом мама Ромы написала, что сразу, как вернулись домой, сын сел за географию – тот предмет, в котором он больше всего «плавал».

А осенью она написала, что все экзамены сданы, а один из них даже на четвёрку. Это важная победа футболиста Ромы! Победа над самим собой.