«Большинство людей слушают не с намерением понять, они слушают с намерением ответить». Стивен Р. Кови
На днях потенциальный заказчик поделился со мной, что ему сложно выбрать провайдера. И это далеко не первый случай. «Меня не слышат», «меня не поняли», «прислали КП вне нашего запроса» - так формулируется проблема.
Это тем более удивительно, что речь идет об уважаемых executive search-компаниях, для которых умение услышать и понять клиента / кандидата, казалось бы, ключевой фактор успешного выполнения проекта.
Не торопитесь ухмыляться, проблема не так проста, как кажется. 👇👇👇
По мере взросления каждый из нас формирует свою картину мира, основанную на воспитании, знаниях, личном опыте, социальном и культурном контекстах. Все, что не вписывается в эту картину, наш мозг либо пытается как-то впихнуть в прокрустово ложе своей модели, либо вытесняет.По мере взросления каждый из нас формирует свою картину мира, основанную на воспитании, знаниях, личном опыте, социальном и культурном контекстах. Все, что не вписывается в эту картину, наш мозг либо пытается как-то впихнуть в прокрустово ложе своей модели, либо вытесняет.
Понять другого значит поставить себя на его место («примерить чужие ботинки», «прочувствовать на своей шкуре») и посмотреть на реальность под другим углом. А для этого нужно выйти из уютного, надежного, понятного собственного мирка. Приложить определенные усилия. Это может оказаться неприятным, а может быть даже опасным. Поэтому большинство людей крайне неохотно выходят за пределы привычного, теряют навык слушания а с ним и способность к пониманию чужой точки зрения и, следовательно, к диалогу.
Это печальный факт, ведь диалог – абсолютно необходимая основа для:
✅ достижения взаимовыгодных договоренностей в переговорах
✅ конструктивного обсуждения нетипичных задач, поиска нестандартных решений, выдвижения гипотез и зарождения свежих идей
✅ формирования позитивной и безопасной среды взаимодействия, профилактики конфликтов
✅ построения эффективного процесса обратной связи в организации со всеми вытекающими.
Это все про бизнес, я уже не говорю про личную жизнь!
Развитие культуры диалога - дело непростое и длительное. Сейчас не буду об этом. Просто предлагаю начать с себя и делюсь несколькими простыми приемами слушания.
Что я делаю, чтобы услышать:
1️⃣ Не перебиваю, даю человеку закончить мысль. Стараюсь не думать о своем ответе, пока он не выскажется. Это бывает непросто. Иногда эмоции и аргументы начинают заполнять голову, как только произнесено какое-нибудь слово – триггер.
2️⃣ Отвечаю не сразу. Вдумчивые паузы дают возможность успокоить эмоции и вообще способствуют большей глубине общения.
3️⃣ Если мне что-то непонятно, не боюсь переспрашивать, что имелось в виду. Не боюсь показаться невеждой. Могу сказать: «А можно я задам глупый / наивный вопрос?». Как ни странно, люди охотно отвечают на такие вопросы.
4️⃣ Даже если какое-то высказывание кажется мне ошибочным, вместо того, чтобы возразить, задаю вопрос: «Почему Вы так думаете?»
5️⃣ Использую техники активного слушания, то есть повторения того, что сказал собеседник. Например: «Правильно ли я понимаю, что вы имеете в виду то-то и то-то?»
6️⃣ Задаю открытые вопросы, на которые нельзя ответить простым «да» или «нет».
7️⃣ Не тороплюсь закончить встречу первой.
8️⃣ Отношусь к собеседнику с искренним интересом и уважением.
Все перечисленное у меня далеко не всегда получается. Но я стараюсь и, наверное, поэтому клиенты мне доверяют. А вы что делаете, чтобы услышать и понять чужую точку зрения?
Наталья Куликова, Hill International
#личнаяэффективность #психологияуправления #психология