Найти в Дзене
Движущиеся картинки

А вы смотрите советские военные фильмы?

В Советском Союзе сняли около 600 фильмов о Великой Отечественной войне (по неофициальным данным). Сравнимое число картин посвящено лишь теме революции. И именно поэтому военная кинематография играет ключевую роль не только в отечественном искусстве, но и в культурной жизни страны. Около 30 режиссеров воевали на фронтах, и примерно столько же пережили войну будучи детьми и подростками. Некоторые, как, например, Леонид Гайдай, никогда не обращались к военной теме. Другие, например, Юрий Озеров, наоборот специализировались на ней. Но и те и другие создавали свои произведения, держа в памяти трагические события первой половины сороковых. В кинофильмах про войну раскрывались такие понятия как чувство долга и преданности Родине, огромная цена, отданная за победу, тяжелый труд в тылу, сплоченность всего народа в борьбе с врагом. Нападение гитлеровцев обычно показывалось как внезапное и неожиданное событие, нарушившее мирную и безмятежную жизнь советских людей. Огромные жертвы объяснялись во

В Советском Союзе сняли около 600 фильмов о Великой Отечественной войне (по неофициальным данным). Сравнимое число картин посвящено лишь теме революции. И именно поэтому военная кинематография играет ключевую роль не только в отечественном искусстве, но и в культурной жизни страны.

Около 30 режиссеров воевали на фронтах, и примерно столько же пережили войну будучи детьми и подростками. Некоторые, как, например, Леонид Гайдай, никогда не обращались к военной теме. Другие, например, Юрий Озеров, наоборот специализировались на ней. Но и те и другие создавали свои произведения, держа в памяти трагические события первой половины сороковых.

В кинофильмах про войну раскрывались такие понятия как чувство долга и преданности Родине, огромная цена, отданная за победу, тяжелый труд в тылу, сплоченность всего народа в борьбе с врагом. Нападение гитлеровцев обычно показывалось как внезапное и неожиданное событие, нарушившее мирную и безмятежную жизнь советских людей. Огромные жертвы объяснялись военной мощью врага и высокой ценностью победы. Отдельная тема, которая в разные периоды звучала то громче, то тише, — вклад Иосифа Сталина и военного руководства страны в целом.

Кадр из многосерийного фильма «Освобождение» Юрия Озерова
Кадр из многосерийного фильма «Освобождение» Юрия Озерова

Все это можно назвать военно-кинематографическим стандартом или каноном, соответствие которому определяло саму возможность появления фильма на экранах. Канон не был застывшей догмой и периодически подвергался ревизии. Эта гибкость, пусть и не всегда безболезненно, но позволяла корректировать и даже менять какие-то установки. Например, если в конце 1940-х — начале 1950-х победа показывалась прежде всего как плод усилий военного начальства, а народ оказывался всего лишь исполнителем, то в оттепельный период акцент был сделан на вкладе простых людей.

Также стоит подчеркнуть, что военный опыт часто являлся нравственным критерием, определявшим сущностные характеристики персонажей. Например, в фильме Артура Войтецкого «Вниманию граждан и организаций» вызывающее поведение фронтовика Вадим Конев объясняется его переживаниями в День победы. А в ленте «Перекличка» Даниила Храбровицкого между событиями современности и прошедшей войны проводится связь: если тогда могли, почему сейчас не получается?

Аллегорическая сцена из фильма «Застава Ильича», где герой встречается со своим отцом, погибшим на войне
Аллегорическая сцена из фильма «Застава Ильича», где герой встречается со своим отцом, погибшим на войне

Фильмы о войне в принципе редко ограничиваются лишь описанием боевых действий или исторических событий. Война в кино часто служит фоном для исследования вечных тем: экзистенциального выбора, мотивации подвига, человеческой уязвимости, любви, стойкости или измены. Среди них, например, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Иваново детство» Андрея Тарковского.

Эти фильмы и сегодня открывают путь к осмыслению жизни с разных сторон — философской, интеллектуальной и эмоциональной. Они раскрывают внутренние конфликты героев, заставляя зрителя задуматься над природой моральных дилемм, стойкостью духа и хрупкостью человеческой души. Война в них показана не только как суровое испытанием, но и является пространством исследования смысла жизни, готовности к самопожертвованию, выживанию условиях хаоса и т.д.

В теории знакомство с фильмами военной тематики способно открыть широкие возможности современным кинематографистам в поиске сюжетов и художественных форм. Однако эта связь пока не очень просматривается. Мы наблюдаем поток ремейков, в которых формально воспроизводится сюжет фильма-предшественника, но содержательная часть полностью обновлена. И более того — нередко примитивна, поверхностна, включает в себя заимствования из голливудского арсенала.

Так что аутентичным явлением отечественной культуры по-прежнему остаются только советские фильмы. Современному кинематографу еще предстоит осознать себя, собственную эклектичную природу и избавиться от излишней конъюнктурности. Ну а зрителям можно пожелать чаще смотреть фильмы XX века. Несмотря на их несовременность, это важный инструмент понимания отечественной культуры.