Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня, предлагаю необычную для канала «Интересная фантастика» подборку. Обзоров художественной литературы, с уклоном в хоррор и мистику, у вашего покорного слуги считанные единицы. И это, несмотря на то, что опубликовано более пяти сотен статей и постов. Мистика и хоррор сходны с фантастикой по объекту художественного допущения. Как правило, как и в фантастике, сюжет здесь базируется на чем-то необычном, фантастическом, чего не существует в обыденной реальности. Бывает, конечно, что "ужастик" обходится без фантастического допущения. Но, во-первых, это скорее редкость, чем общий случай, ну а во-вторых, в данную подборку входят только книги с элементами фантастики.
Есть еще одна отличительная черта сегодняшнего книжного доклада. Обычно, пишу здесь про фантастику крупной формы. То бишь, про романы, дилогии, трилогии, циклы. Современный рынок и современные читатели требуют большие по объему книги, да еще и с продолжениями. Иногда, получалось сделать подборку фантастических повестей. Потому, обзор двух авторских сборников рассказов будет для меня делом новым. Надеюсь, вам понравится. Рассказы довольно любопытны. Да и вообще, писательский талант проявляется именно в малой форме, когда, не растекаясь мыслью по древу, нужно осмыслить и воплотить на бумаге завязку сюжета, развитие действия, кульминацию и развязку, да еще, чтобы было увлекательно и интересно написано. К обзору сборников рассказов, добавлю разбор одного оригинального романа, чей жанр сложно определить. Мистические нотки там присутствуют точно. Впрочем, обо всем по порядку. Поехали.
Артем Сидоров «Птицы, которые не прилетают» (2025)
Друзья, обычный мой обзор начинается примерно так: «сборник А. Сидорова «Птицы, которые не прилетают» состоит из тринадцати рассказов, опубликованных автором в разные годы и написанных на стыке научной фантастики, фэнтези, хоррора и мистики». Далее нужно раскрыть, о чем книга. Даже если сюжет каждой истории описать в двух словах, это займет объем полновесного обзора. Только потом можно перейти к особенностям произведения. Что понравилось, а что не очень. В данном случае, такой алгоритм не очень подходит, потому что соль рассказов сборника заключается в ином. Нет, здесь есть и неплохие сюжетные истории, отличающиеся, к тому же, разнообразием, и их интересная подача, и другие нюансы. Но главное, на мой субъективный взгляд, не это.
Был в советское время такой альманах художественной литературы «На суше и на море». Его название, как нельзя лучше отражает суть обозреваемого сборника ("Птицы, которые не прилетают"). Действие его рассказов происходит в горах Кавказа, и гористой местности Восточной Сибири, прибрежных городках Камчатки, в ночном лесу, на улицах современных городов, в далеком прошлом, в подземных лабораториях, на фантастических космических станциях и в фэнтезийных замках. И знаете, при чтении появляется ощущение присутствия, словно сам попадаешь в плен горной расщелины, оказываешься в мрачных подземных лабораториях, бегаешь за драконами по сопкам и т.п. Тоже самое можно сказать и о сюжетных действиях. Будто наяву, представил себя на месте детей, играющих ночью в заброшенном доме в настольную игру, с пришедшим с той стороны бытия другом. Как в никаком фильме жанра городского фэнтези, «увидел» картину пробуждающегося духа, собравшегося навести шороху среди городской нежити. Ощутил страх паренька из далекого провинциального городка, поведавшего читателям хоррорную историю, приключившуюся с ним много лет назад. Не знаю, можно ли в отношении хоррорной фантастики употреблять термин «реалистично написано». Наверное, все же, нет. Тогда пусть будет: «написано очень атмосферно».
Про все рассказы сборника можно сказать, что они содержат элементы хоррора, но не все из них можно назвать безусловно хоррорными. Скорее, сборник относится к мрачноватой фантастике, темному фэнтези, фантастическому триллеру. Исключением являются несколько рассказов, написанных в «лавкрафтианском» стиле, ну или фантастике а-ля «ктулху». То есть, "виновники торжества" в них – могучие существа с других планет, иных измерений, седой древности (нужное подчеркнуть). Причем, их облик и описание должны соответствовать представлениям писателей первой половины прошлого века. Таков первый рассказ подборки «Мое имя» (а еще, равноправным участником сюжета этой небольшой истории являются горы, ощущение присутствия запредельное).
Рассказ, давший имя всему сборнику («Птицы, которые не летают») представляет собой мрачноватый космический триллер, напоминающий фантастический фильм «Пандорум». Отмечу еще несколько рассказов, которые глянулись мне чуть больше остальных. В темной сказке «Человек с мешком» обыгрывается сюжет в духе фольклорных историй о нечистой силе, окружающей деревенских жителей. Стоит только выйти после заката за околицу. Ну а уж ночной лес полон порождений седой древности, сказаний и предостережений. Рассказ «Рыцари Альгардена» вообще уместил в себя и киберпанковские мотивы, и элементы фэнтези, и фантастический прием разных измерений в духе Мультивселенной Муркока, Упорядоченного Перумова и т.п. Рассказ «Охота на дракона» интересен фантастической идеей, напоминающей японские мотивы о Годзилле, только с нашим колером.
Таким образом, в обозреваемой книге можно найти всего понемногу. Это, кстати, отвечает моим читательским предпочтениям. Стараюсь рассказывать о самой разной фантастической литературе, не зацикливаясь на определенных поджанрах и направлениях. Может быть разбор рассказов сборника «Птицы, которые не прилетают» вышел несколько сумбурным, но это мой первый опыт подобного плана. Несомненно, постараюсь обращать большее внимание на фантастику малых форм, ну и на фанатстику А. Сидорова, если попадется мне в дальнейшем. Любопытное чтение.
Валерий Шалдин «Тайные тропы бездны» (2024)
Роман В. Шалдина «Тайные тропы бездны» попался мне на глаза месяца три-четыре назад. В аннотациях на профильных сайтах эта книга определяется, как научная фантастика, с элементами фантастики социальной. Может быть, в продолжении романа так и есть, но первая часть, про которую, собственно, и пойдет речь далее, более всего похожа на фантастику с оттенками мистики и замахом на хоррор. Потому, решил включить ее в соответствующий обзор (получается, сегодняшний).
Итак, по сюжету, события происходят в некоем вымышленном поселке Жупеево, что находится в Комаровском городском округе. Жупеево весьма условно можно соотнести с реальным пгт. Автор вообще, ничтоже сумняшеся, переносит действие в один из множества параллельных миров. В принципе, с ним можно согласится. В описании Жупеево, повадках и действиях местных жителей, невозможно вычленить не только место действия, но и время. Какие-то моменты заставляют думать о «тех самых» девяностых, а где-то, совершенно неожиданно, просматриваются десятые годы и современное время. Больше всего, как мне показалось, жупеевское жилье былье похоже на нулевые. Автор с юморком относится к обывателям: труженикам, "сельской интеллигенции", местным хулиганам и представителям прочих социальных страт и групп. Ирония имеет место быть. Прикинул, на что из фантастики похоже Жупеево? На ум пришел только «Синдикат Громовержец» Михаила Тырина. Вот тамошний Зарыбинск можно сравнить с Жупеево В. Шалдина.
Как и любое другое провинциальное учебное заведение, жупеевская школа никогда не была на сто процентов укомплектована учительским составом. Потому, директриса Алла Леонидовна, ни секунды не задумываясь, принимает на работу молодого математика Никодима Викторовича. Странно было то, что парень, судя по всему, приехал из города. Да еще и на не дешевой иномарке. Что ему понадобилось в такой глуши?! Впрочем, Алла Леонидовна не в том положении, чтобы разбираться с этим. Соискатели не толпятся в приемной директорского кабинета.
Мотивы приехавшего учителя были непонятны и всей местной общественности. Ее хулиганскую часть, посещавшую школу, правда, занимали больше вопросы, как показать субтильному математику, почем фунт лиха. Как же они ошибались. Выходило, что у злопыхателей отчего-то все шло наперекосяк. Кто поумней, быстро догадались, что между неприятностями отдельных жупеевских индивидов и Никодимом Викторовичем имеется причинно-следственная связь. А этот взгляд математика…
Понравились персонажи книги. Жупеевцы вышли интересными, колоритными. Частенько, авторы фантастики, применяющие в сюжетах элементы сатиры, перебарщивают с этим делом. В «Тайных тропах бездны» сатирические нотки не портят картины. Главный герой романа – загадочный математик, наводящий на некоторых жупеевцев оторопь, представляется этаким Воландом «на минималках», ну или Люцифером из одноименного сериала, вместо мегаполиса, попавшего в глубинку, по другую сторону океана. На его влиянии на жителей Жупеево, и их реакции, строится сюжет романа. Потому и включаю книгу в мистическую подборку. Хотя, вполне возможно, что объяснение феномена Никодима Викторовича лежит в русле НФ-допущения. Ну и, если честно, не заметил здесь много социальной фантастики. «Зощенковская» обывательская сатира имеется. На современный лад. Но, вполне возможно, чего-то не понял.
По итогу: любопытная, оригинальная фантастика.
Евгения Лифантьева, Алексей Токарев «Сибирские байки» (2019)
Небольшой сборник Е. Лифантьевой и А. Токарева «Сибирские байки» состоит из четырех рассказов, написанных на стыке фантастики и мистики. Причем, в данном случае, мистическое начало преобладает над фантастическими допущениями. Хотя, по большому счету, это не так важно. Как и в случае первого сборника обзора («Птицы, которые не прилетают»), здесь витает дух приключений. Приключений и сибирской степи.
В рассказе «Дикая девка» петербургский профессор археологии Алексей Максимович Поляков рассказывает случайному собеседнику историю, случившуюся с ним много лет назад, но оставившую отпечаток на всю последующую жизнь археолога. В начале восьмидесятых годов, он участвовал в раскопках могильников в хакасской степи. Здесь, один из местных жителей поведал ему байку, в которую трудно поверить образованному советскому человеку. Но, степь не прощает легкомысленного отношения к преданиям прошлого. Колорит, дыхание истории, воплотившиеся в реалии легенды и мифы прилагаются. Весьма сильный, на мой взгляд, рассказ.
Нанятый двумя иностранными туристами главный герой рассказа «И пришел циклон», тоже убедился, что степь – место такое, что здесь может быть все. И не только налетевший октябрьский буран.
И вновь археологи и южносибирская степь. В рассказе «Ключ-камень» степь снова завораживает и приковывает к себе людей. Только в данном рассказе допущение скорее можно отнести к фантастике, чем к мистике.
Ну а рассказ «История одной фотографии» уже ближе к городскому фэнтези. В этом убеждается журналист Александр, получивший редакционное задание – посетить заседание комиссии по застройке некоего запущенного сквера. Сенсаций, так любимых журналистами, здесь не ожидается. Правда, у планов застройщиков есть и своя история - вялотекущее препирательство с представителями местной общественности, увидевшей в сквере что-то такое, культурное. Но, дело не только в разных взглядах людей. Имеет значение совсем другой фактор. Конечно, потусторонний.
Думаю, четыре рассказа «Сибирских баек» прекрасно дополнят в подборке большой сборник и роман. Интересно написано.
У меня на сегодня все. Надеюсь, не совсем обычный для меня обзор получился небезынтересным.
Все ссылки на опубликованные обзоры канала публикуются в сообществе Интересной фантастики на ОК: https://ok.ru/group/70000000139527