Найти в Дзене
Библейское служение

В чём трагичность празднуемого в "вербное воскресение" события "Входа Господнего в Иерусалим"?

(Предупреждение верующим в размышлениях известного богослова и проповедника, митр. Антония Сурожского) Праздник Входа Господнего в Иерусалим - это один из самых трагических праздников годичного богослужебного круга. Казалось бы – всё в нём торжество: Мессия вступает в Святой Город. Встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что всё это торжество, всё это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании. И та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», то есть, «Красуйся, Сын Давидов, Царь Израилев», через несколько дней повернётся к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Что же случилось? (Верующие) от Него ожидали, что, вступая в Иерусалим, Он возьмёт в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов. Что кончена будет оккупа

(Предупреждение верующим в размышлениях известного богослова и проповедника, митр. Антония Сурожского)

Праздник Входа Господнего в Иерусалим - это один из самых трагических праздников годичного богослужебного круга. Казалось бы – всё в нём торжество: Мессия вступает в Святой Город. Встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Разве здесь есть что-то трагическое?

Увы, есть! Потому что всё это торжество, всё это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании. И та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», то есть, «Красуйся, Сын Давидов, Царь Израилев», через несколько дней повернётся к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.

Что же случилось? (Верующие) от Него ожидали, что, вступая в Иерусалим, Он возьмёт в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов. Что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отомщено будет всем.

А вместо этого Мессия вступает в Священный Город тихо, восходя к Своей смерти... Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него. Он их во всём разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Мессия идёт к смерти...

Но что же... завещает Мессия Своей смертью? В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель... говорит: "Вот, оставляется дом ваш пуст". Отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; всё превратилось в пустыню...

Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, единственное, что может дать жизнь тому, что иначе – пепел, единственное, что может сделать человеческое общество полноценным, единственное, что может помочь человеческой жизни стремиться полноводной рекой к своей цели, - это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному: Того Бога, Который настолько велик, что перед Ним нет ни великого, ни малого, а в каком-то смысле всё так значительно – как перед любовью: самые мелкие, незаметные слова так дороги и значительны, а большие события иногда так ничтожны в таинстве любви.

"Оставляется вам дом ваш пуст..." Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них? - Ничто. Порой – могилы; чаще – чистое поле...

А Мессия? Мессия никакой силы, никакой власти не проявил. Перед лицом непонимающих Его Он так непонятен: Он всё мог. Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из неё сделать силу, получить политическую власть. Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать, кости которых, пепел которых давно рассеяны ветром пустыни...

А (верующим и верным) завещал Мессия жизнь. Он... научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своём ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, - нет ничего. Он... научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он... научил тому, что нет ничтожных людей. Тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Мессия научил... тому, что в ответ на опустошённость жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!..

Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой, и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе. Только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад.

И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Мессия, - до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного. Осталась пустыня, пустота, ничто...

А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, - те получили, по неложному обещанию Мессии, жизнь. Жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь... Этот праздник... - это день страшнейшего недоразумения: одним "оставляется дом их пуст", другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни.

(Кем из них будут верующие нашего поколения?)

Составитель и редактор текста - проф. Н.В. Лагутов