Скоро исполнится четыре года, как на авиасалоне "Макс-2021" впервые был показан макет перспективного истребителя пятого поколения с одним двигателем. Разработчиком новой машины стало ОКБ имени Павла Сухого и его представители утверждали, что их новое детище вберёт всё лучшее, чем известен первенец российского пятого поколения - Су-57. Истребитель получил загадочное название "Шах и мат" и индекс Су-75, вопреки сложившейся практике называть перспективные машины "сухих" по наименованию платформы. С первых же минут его общественной известности стало ясно, что "Шах и мат" по сути экспортная платформа, предназначенная для тех покупателей, кто предпочитает "малозаметные" машины с одним двигателем и не таким конским ценником, как у американского "пингвина".
Сам по себе маркетинговый ход был отличный. Рынок "пятого поколения" на сегодня испытывает крайний дефицит. Американские самолёты дороги и обременительны в обслуживании. Кроме того, велика вероятность, что те же "пингвины" Ф-35 окажутся недееспособны, если так пожелают Соединенные Штаты. Китайские самолёты вообще вещь в себе. Многие эксперты не верят, что это настоящие "невидимки" и оспаривают их тактико-технические свойства. Так что в этой ситуации, недорогой многоцелевой самолёт, да ещё и с магической приставкой "стелс", несомненно был бы востребован на рыке. И главное, будет, и ещё очень долгое время. Тем более "сухие" обещали представить его как в пилотном, так и в беспилотном оснащении и сразу подружить с "верными ведомыми", тяжелыми дронами сопровождения ("Охотник С-70"), выполняющими самыми опасные миссии.
Что касается сроков исполнения, то к строительству лётного прототипа обещали приступить в 2023 году, а до конца нынешнего построить первый лётный экземпляр. С этого момента проект ушёл в тень и информация о его реализации в общий доступ поступать вообще перестала. А там где появляется информационный вакуум, его всегда замещают околоавиационные слухи и сплетни. Такое молчание дало повод "серьезным" западным военным изданиям утверждать, что, цитата: "Проект совершил жесткую аварийную посадку":
"На бумаге российский Су-75 является амбициозной попыткой создать доступный, удобный для экспорта истребитель-невидимку. Но инженерные проблемы скрытной авиационной техники, а также нехватка критически важных компонентов из-за строгого режима санкций, практически убили самолет. Страны, способные позволить себе самолеты-невидимки, тяготеют к проверенным конструкциям, таким как F-35, в то время как традиционные клиенты России могут не иметь необходимых средств для покупки дорогостоящего проекта истребителя-невидимки, особенно для того, который еще не полетел".
Честно говоря, такие "экспертные мнения" выглядят немного обескураживающе. Человек, чтобы отказать в праве на существование проекту, которому без году неделя, приводит пример Ф-35, что за 20 лет в строю остается сырым. И при этом выдаёт его за проверенную конструкцию. Кем и где она проверена, автор указать постеснялся. Что же касается критики Су-75, то ровно в таких же выражениях говорили буквально пару лет назад о Су-57, а теперь переключились на его заклёпки. Двигатель для нового истребителя есть. Необходимые разработки по авионике - тоже. Так что "Чекмейт" уже проще даже создать, чем от него отказаться. И произойти это может даже быстрее, чем западные "эксперты" перестанут выдавливать из себя подобные умопомрачительные прогнозы.
Приглашаем друзей и читателей "Зеленого края" присоединиться к нашему Телеграм-каналу. Все лучшие военные видео и мемы, качественные комментарии к новостям, аналитика и озвучка лучших статей в форме подкаста. Ждем вас там, это интересно! В связи с резким падением показов на Дзене, прошу по возможности поддержать автора. Кнопка поддержки расположена в конце статьи, справа. Спасибо всем, кто откликнется.