Найти в Дзене
Ars et Sapientia

Эпикур: самая глубокая философия античного мира.

Всё мы, наверное, слышали о таком понятии — «гедонизм», однако мало кто связывает его с именем такого греческого философа, как Эпикур. А ведь гедонизм имеет прямое отношение к этому философу. Давайте сегодня остановимся на личности Эпикура и его учении поподробнее.  Вообще, Эпикур (341–270 гг. до н.э.) — это древнегреческий мыслитель, который всей своей философией пытался решить лишь один вопрос, а именно: «как достичь счастья?»   Он не писал об идеальном государстве, как Платон, и не учил добродетели во имя долга, как стоики. Однако, он утверждал, что наша жизнь должна быть счастливой и приятной, а удовольствие её целью, а никак не пороком с которым стоит бороться. Если разбираться более подробно с тем, что имел ввиду философ, то можно сказать: философия Эпикура — это удивительное соединение логики, минимализма и внутреннего покоя. Но его учение чаще всего понимают слишком поверхностно, цепляясь за то, что он якобы проповедовал безудержное стремление к счастью, имея ввиду гедонизм в е

Всё мы, наверное, слышали о таком понятии — «гедонизм», однако мало кто связывает его с именем такого греческого философа, как Эпикур. А ведь гедонизм имеет прямое отношение к этому философу. Давайте сегодня остановимся на личности Эпикура и его учении поподробнее. 

Вообще, Эпикур (341–270 гг. до н.э.) — это древнегреческий мыслитель, который всей своей философией пытался решить лишь один вопрос, а именно: «как достичь счастья?»  

Он не писал об идеальном государстве, как Платон, и не учил добродетели во имя долга, как стоики. Однако, он утверждал, что наша жизнь должна быть счастливой и приятной, а удовольствие её целью, а никак не пороком с которым стоит бороться.

Если разбираться более подробно с тем, что имел ввиду философ, то можно сказать: философия Эпикура — это удивительное соединение логики, минимализма и внутреннего покоя. Но его учение чаще всего понимают слишком поверхностно, цепляясь за то, что он якобы проповедовал безудержное стремление к счастью, имея ввиду гедонизм в его грубой и невежественной форме.

Так вот, давайте разберем, кто такой Эпикур на самом деле и почему его идеи актуальны в XXI веке.

Известно, что Эпикур родился на острове Самос, но большую часть своей жизни провел в Афинах, где основал свою философскую школу — так называемый, «Сад Эпикура». Как и многие другие философские школы того времени, она представляла собой своеобразную общину, где, вопреки обычаям тех времён, вместе жили мужчины, женщины и даже рабы. В этой общине, все члены стремились к «атараксии», то есть душевному покою.

Сам же Эпикур не был публичным человеком, не занимался политикой и не был любителем различных диспутов. Он жил максимально просто, преподавал, писал письма. вообщем жил так, как учил. Именно в этом — сила его философии, и его собственная. 

Основы философии Эпикура

Самая известная идея Эпикура заключалась в следующем изречении:  «Удовольствие суть начало и конец счастливой жизни.»

Однако стоит обратить внимание на то, что Эпикур не призывал человека к праздной роскоши или крайнему гедонизму, как это обычно принято считать. 

Цель жизни, по Эпикуру, не погоня за наслаждениями, а полная свобода от страданий (телесных и душевных). Возможно, что он понимал это в том виде, в каком это может понять буддист. 

Вообще, говоря об удовольствии, надо заметить, что Эпикур различал три его вида:

  • Естественные и необходимые для человека (еда, вода, тепло, дружба), которые требуется удовлетворять в любом случае.
  • Естественные, но не необходимые (вкусная еда, удобства): человек может их удовлетворять, но должен не стать от них зависим.
  • Неестественные и ненужные (слава, богатство, власть), такие удовольствия, по Эпикур, беспокойны и вредны для людей.

Другим важным понятием для философии Эпикура является уже упоминавшаяся мною атараксия, т. е. умение сохранять спокойствие как высшее счастье. 

Атараксия — это состояние, когда человее свободен от различных тревог, страданий и страха. Эпикур считал, что «человек счастлив тогда, когда ничто его не тревожит — ни боль, ни страх, ни жажда власти.»  

Атараксия является достижимым качеством, но достигается не богатством, а разумом. Буквально получается,что человек, довольствующийся малым и умеющий управлять всеми своими желаниями, живёт спокойнее любого императора.

Другим важным явлением в философии Эпикура является то, что философ радикально переосмыслил саму идею смерти: «Смерть нас не касается: когда мы есть — её нет, когда она есть — нас нет.»

Он считал, что страх смерти — один из главных источников страданий. Однако, по его мнению, этот страх ложен, бояться смерти — бессмысленно, ведь смерть — это отсутствие каких-либо ощущений, а значит, и отсутствие любых страданий.

Эта простая мысль разрушала страх, навязанный религиями и мифами, и дарила внутреннюю свободу членам общины Эпикура. 

Кроме того, хотя Эпикур не отрицал существование богов, однако он считал их безразличными к человеку. По его мнению, боги живут в своём совершенном мире и не карают людей, не поощряют их, не вмешиваются в их жизни.

Это также освобождало членов его общины от страха перед гневом богов, адом, судьбой. Только наш разум и наш разумный выбор может определить нашу жизнь и нашу судьбу, а не различные капризы богов.

Эпикур говорил и о том, что чем меньше у человека всевозможных желаний, тем легче ему достичь удовлетворения от своей жизни. Сам Эпикур жил очень скромно: хлеб, вода, беседа с друзьями — этого ему было более чем достаточно.

Он писал: «Привыкай к мысли, что ничто из того, что нужно, не трудно добыть, а всё труднодоступное — не нужно.»

Известно, что Эпикур ставил дружбу выше любви, брака или семьи. Он считал, что друзья — это лучшая опора в трудности, а также источник радости и безопасности.

В «Саду» Эпикура община была построена именно на дружбе, поддержке и открытости. Это редкий философ, который видел счастье не в одиночной медитации, а в человеческой близости.

Вроде всё просто и понятно, правильно? Тогда почему Эпикура поняли и понимают неправильно?

Дело в том, что хотя после смерти Эпикура его идеи и продолжали жить, но с приходом стоицизма и христианства началась большая кампания по его дискредитации. Его стали называть:

  • безбожником (хотя он богов признавал),
  • развратником (хотя он жил скромно),
  • эгоистом (хотя он превозносил дружбу).

И уже в Средние века эпикуреизм стали отождествлять с крайним гедонизмом и аморальностью, забыв про то, что Эпикур учил самодисциплине, умеренности и философской жизни.

Но давайте вернёмся к этой философии и привнесем её в в нашу эпоху: эпоху тревожности, выгорания и погони за успехом. Сказать по-правде, идеи Эпикура звучат как отличное духовное лекарство:

  • «Меньше желай — будешь счастливее.»
  • «Не бойся смерти — живи настоящим.»
  • «Друзья и простота важнее успеха и богатства.»
  • «Не беспокойся о мнении других и не верь в наказание «свыше»»

Надеюсь, что всё мы поняли, что философия Эпикура — это совсем не бегство от мира, а, даже наоборот, хорошая попытка жить разумно, осознанно и спокойно. И это, возможно, самый человечный и глубокий путь из всех тех, что предлагает нам античная мысль.

В заключение же, хочется сказать о том, что если вы хотите следовать за Эпикуром, то вам не нужно уходить в горы или становиться аскетом. Его идеалы доступны каждому из нас. Выпейте чашку чая вместе со своими близкими и совершите обычную прогулку на солнце. Поразмышляйте о своей жизни, спокойно и без суеты, соблюдая свой внутренний миропорядок. Говорите осознанное «нет» всем навязанным нам желаниям и культуре массового потребления.

Сам Эпикур говорил:

«Если хочешь быть богатым, не прибавляй денег, а убавь желания.»

Думается,что эта мысль сегодня актуальна как никогда.