Все началось с комментария к одному из моих предыдущих постов, посвященных поиску работ художников-любителей в русскоязычном сегменте сети, а закончилось неоднократным посещением галереи «Deadly Prey»:
Правила приличия, уважение к читателю, нормы языка, а также условия Дзена, не допускающие эксплуатацию обесцененной лексики или арго, – не дадут мне написать слова, которые я произнес, столкнувшись с этими изображениями.
Был восторг, удивление и сразу, мгновенно – полное принятие происходящего на экране.
Пусть это будет слово – Ого! Впечатляюще и Превосходно! И немного жестов с хлопаньем в ладошки и возгасом Блистательно. Блистательно!!! (Стражи Галактики (с))
Надо отметить, что эти изображения я видел и ранее (лет 10 назад точно) в многочисленных подборках, где частенько намешано всякое с требованием от зрителя мгновенной реакции. И, да, у них это удается!
Я захотел узнать немного больше об источниках и истории этих постеров.
В итоге прикоснулся к уникальному компромиссу культур, изобретательности художников и, что очень важно, той части истории, о которой ничего не слышал.
Весь визуальный ряд – отлично сочетается с общей стилистикой канала.
Это нарисовано, это выразительно, это находит отклик у меня как у человека, пропитанного культурными кодами западной кинокультуры 90-х и 2000-х годов.
В конце концов, это заслуживает моего внимания и мотивирует взять в руки кисти, перья, графпланшет – любой инструмент, которым можно рисовать. А это самое важное)
Именно так выглядит одна из первых книг, посвященных этим постерам. Соответственно, введя в поиск название и перейдя в раздел «картинки», можно увидеть результат поиска, основанный на первоисточнике. Саму книгу в свободном доступе я, к сожалению, не нашел.
Если бы ранее мне в руки не попалась книга, посвященная русскому лубку и истории его открытия и дальнейшего развития, – мне было бы сложно понять ту удивительную чуткость, которой обладал Марк Шивас.
Британский кинопродюсер в 1980-е обнаружил эти постеры в Гане во время съёмок и начал их коллекционировать. В 1994 он организовал выставку «Ганские кинопостеры» в Британском институте кино (BFI). Это событие познакомило мир с уникальным искусством. Каталог выставки стал одной из первых публикаций на тему. История очень напоминает появление «Ночи пожирателей рекламы», или то, как Дмитрий Александрович Ровинский в свое время смог не только открыть для себя, но и донести до широкого зрителя свое открытие, организуя выставки и проводя исследования.
Этим изображениям посвящают книги, выставки, им подражают, их покупают, распечатывают и вешают на стену и даже используют в «цивилизованном» мире как замену оригинальной рекламе.
Откуда это пошло (вкратце)
Итак.
В конце 1980-х годов в Гане набирали популярность передвижные кинотеатры, которые показывали фильмы в деревнях и сельской местности, где не было ни кино, ни электричества. Эти импровизированные «видеоклубы» — обычно состоящие из дизельного генератора, видеомагнитофона и телевизора или проектора, установленных на грузовике, — путешествовали по стране, демонстрируя голливудские и болливудские блокбастеры, а также фильмы из Западной Африки.
Чтобы привлечь зрителей, видеоклубы нуждались в рекламе своих предложений. Но у них не было ни оригинальных киноафиш, ни средств для печати альтернативных вариантов — военные правители страны даже ограничили ввоз печатных станков, думаю таким способом ограничивалась работа неугодной пропаганды.
Поэтому организаторы изготавливали их сами, заказывая местным художникам расписывать вручную использованные мешки из-под муки. Они были большими, обычно от 1 метра в ширину и от 180 см в высоту.
С момента открытия Марка Шиваса прошло довольно много времени. Как только сеть интернет стала достаточно ёмкой, а доступ упростился - эти постеры произвели фурор в мире искусства и не только, ранние оригиналы пользуются большим спросом у коллекционеров.
Работы яркие, полны мускулов, крови и гипертрофированных черт.
Здесь я оставлю ссылку на статью Си-Эн-Эн в которой есть интервью с одним из коллекционеров, в чьей галереи содержится довольно большое количество постеров в высоком разрешении. (осторожно - некоторые очень 18+)
«Они были созданы для продажи билетов в кино, всё было направлено на то, чтобы люди заходили в кинотеатры, — сказал Брайан Чэнкин, дилер и коллекционер, по телефону из Ганы. — Поэтому идея заключалась в том, чтобы сделать каждый плакат как можно более уникальным, не говоря уже о том, чтобы сделать его как можно более безумным».
Иногда художники позволяли себе творческую вольность, изображая события, которых не было в фильмах. «Иногда я смотрел фильмы и выбирал из них какие-то действия, — написал в электронном письме Хэви Джей, художник, владеющий студией в Теши, недалеко от столицы Ганы Аккры. — Но если фильм был таким скучным, то мне приходилось полагаться на собственное воображение, в котором в основном были образы и действия, которых (не было) в фильмах, чтобы привлечь больше людей на их просмотр».
К 1990-м годам, на пике популярности киноклубов, для создания плакатов нанимали несколько десятков художников. Среди самых популярных художников — или их псевдонимов — были Джо Менса, Найен Кумах, Леонардо, Сократ, Death is Wonder, Фрэнк Арма и Д.А. Джаспер.
Брайан Чэнкин начал коллекционировать плакаты около 10 лет назад, как раз когда к ним начал проявляться всемирный интерес. Он повесил их на стену своего видеопроката в Чикаго.
«Люди начали покупать их со стен, так что в итоге мы продали довольно много, — сказал он. — Я смог привлечь к ним внимание, поэтому начал покупать всё больше и больше на все имеющиеся у меня деньги. За эти годы через мои руки прошли сотни и сотни плакатов, и многие из них я храню для своей коллекции.
«Некоторые из них стоили бы тысячи долларов, если бы я решил их продать, но я точно не заинтересован в их продаже. Я знаю, что другие люди продавали эти постеры за более чем 50 000 долларов. Всё, что было выпущено в 1980-х, сейчас невероятно редко встречается и его невероятно трудно найти».
Спрос на постеры видеоклубов в Гане начал угасать в середине 2000-х, когда домашний просмотр стал более распространенным явлением, а печать стала более практичной, чем заказ оригинальных работ, на изготовление которых уходили дни. С тех пор многие художники оставили это ремесло, сказал Чанкин. Но некоторые сохранили традицию и сейчас работают по заказу, либо делая копии оригинальных постеров, либо рисуя совершенно новые как для старых, так и для новых фильмов.
В 2015 году Чэнкин открыл галерею Deadly Prey — чикагскую студию, которая работает с художниками из Ганы. Цены на постеры, созданные по индивидуальному заказу, варьируются от 300 до 600 долларов, и самыми востребованными являются постеры из популярных боевиков 1980-х годов, которые сделали эти постеры знаменитыми. «Хищник, Терминатор, всё, что с Куртом Расселом, всё, что с (Жан-Клодом) Ван Даммом», — сказал Чэнкин, добавив: «Ужасы, пожалуй, самый популярный жанр».
Поскольку интерес, по-видимому, растет, плакаты теперь легко найти в Интернете. Но, предупредил Чанкин, покупателям следует остерегаться современных копий, маскирующихся под старые оригиналы.
«Всегда есть подделки — обычно они пытаются сделать так, чтобы плакаты выглядели старше, чем они есть на самом деле, — сказал он. — Такие я бы заметил за секунду, но другие люди могут не заметить».
Эта статья была первоначально опубликована в октябре 2019 года.
Ссылка на галлерею, а остальное легко ищется по ключевому запросу
https://deadly-prey-gallery.myshopify.com/
Если честно, сейчас половина второго ночи, завтра на работу, а я пересмотрел этой рисованной африканской .... "..." и чувствую, что пожалуй хватит. Наелся.
До свидания, дорогой дневничок.