Найти в Дзене
Усталый пилот: рассказы

Кто "достал" американца, который сбил 16 советских МиГов в корейском небе

12 апреля весь мир празднует Всемирный день авиации и космонавтики. Праздник, который многие знают с самого детства. Но в этот день в истории советской авиации произошло ещё одно, может не менее значимое, событие. Иногда даже возникает мысль, а не в честь ли этого события, назначили день старта космического корабля "Восток", с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту, именно на этот день. Ведь, как утверждают некоторые военные историки, именно после этого события американские политики отказались от планов атомной бомбардировки советских городов. А произошло это в небе над Кореей, когда наши лётчики дали сокрушительный отпор американской армаде, планировавшей совершить массированный авиационный удар по стратегическим объектам. А вот спустя ровно два года после этого события, тоже 12 апреля произошёл другой воздушный бой, в котором участвовал командир эскадрильи 913 ИАП 32 НАД капитан С. А. Федорец. Он служил в нашем училище в конце 60-х и оставил свои воспоминания в

12 апреля весь мир празднует Всемирный день авиации и космонавтики. Праздник, который многие знают с самого детства. Но в этот день в истории советской авиации произошло ещё одно, может не менее значимое, событие.

Иногда даже возникает мысль, а не в честь ли этого события, назначили день старта космического корабля "Восток", с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту, именно на этот день.

Ведь, как утверждают некоторые военные историки, именно после этого события американские политики отказались от планов атомной бомбардировки советских городов.

А произошло это в небе над Кореей, когда наши лётчики дали сокрушительный отпор американской армаде, планировавшей совершить массированный авиационный удар по стратегическим объектам.

А вот спустя ровно два года после этого события, тоже 12 апреля произошёл другой воздушный бой, в котором участвовал командир эскадрильи 913 ИАП 32 НАД капитан С. А. Федорец. Он служил в нашем училище в конце 60-х и оставил свои воспоминания в книге об училище. Вот как он вспоминает тот воздушный бой:

«12 апреля 1953 года стал для меня днём, который я буду помнить всегда. В небе над Кореей разразился бой, который не стереть из памяти. Четыре яростных "Сейбра" F-86 против одного меня — это была схватка, где на кону была моя жизнь.

Даже сейчас, вспоминая об этом, я чувствую, как сердце колотится быстрее. Я словно чудом избежал встречи с небесными стражами...

Утро начиналось как обычно. С рассветом мы, лётчики, прибыли на аэродром Ань-дунь. Проверили технику, собираясь позавтракать, но внезапно тишину разорвал голос из громкоговорителя:

— Всему полку занять готовность №1! — Мы отлично понимали, что это значит. Адреналин начал разгонять кровь по венам. Командиры эскадрилий, вслушивались в каждое слово радио, ожидая свежей информации с командного пункта. Слушать "шёпот" радио в такие моменты — настоящее испытание для нервов.

Напряжение нависло над всем аэродромом — как штормовое облако перед бурей. Небо снова готовило сюрпризы. Американцы решили нанести мощный удар по стратегическим объектам в Корее, в воздух было поднято около сотни самолётов — бомбардировщиков В-29 и истребителей прикрытия.

С нашей стороны, приблизительно 70 МиГ-15 взяли курс на противодействие этой армаде. Моей задачей было выйти на "свободную охоту". Избегать стычек с крупными группами, но не упускать одиночные цели, атаковать пары... Это была игра на выживание. И я оказался в её центре..

Моим ведомым был Валентин Ефремов, а второй парой руководил Василий Александров. Взлетев спустя 15 минут после основных сил, мы набрали 14 тысяч метров и вышли в район боя.

С такой высоты картина была видна словно на ладони: внизу, среди облаков, кипела ожесточённая воздушная схватка. Отчётливо были видны трассирующие линии пулемётов и дымные следы подбитых машин, а их было не мало.

Бой подходил к завершению — у самолётов заканчивалось топливо. И тут внезапно по радио раздалось отчаянное:

— Помогите, меня подбили!

Я быстро заметил повреждённый МиГ-15, за которым неотступно гнался «Сейбр», осыпая его пулемётными очередями. Мгновенно уйдя в пикирование, я зашёл врагу в хвост и двумя короткими очередями сбил его. Американский истребитель, охваченный пламенем, сорвался вниз.

Я проводил его взглядом, но тут меня отрезвил голос ведомого: «Сзади звено «Сейбров»!» Валентин отвернул в сторону и пропал из виду, а я остался один против трёх истребителей противника.

Едва начал манёвр, как сверху, справа, резко атаковала пара «Сейбров». Очередь прошила кабину, разбив фонарь и приборы вдребезги. Кабину мгновенно наполнил едкий дым. Резко бросив самолёт вправо, я проскочил под атакующим. Американец оказался прямо передо мной, в каких-то 40 метрах.

Я ясно видел его лицо, и он смотрел прямо на меня. Он решил выпустить тормозные щитки, чтобы пропустить меня вперёд и расстрелять наверняка.

Понимая это, я резко бросил самолёт влево и дал короткую очередь практически навскидку. Снаряды попали в крыло врага, и он, заваливаясь на правый бок, ушёл вниз. Только выровнявшись, я вновь ощутил сильнейший удар: очередная пулемётная очередь сзади.

Управление самолётом стало невозможным — перебита тяга руля глубины (так раньше лётчики называли руль высоты). Самолёт медленно снижался, наполненный дымом и керосиновой гарью. Триммером мне удалось вывести машину в горизонтальный полёт, но американцы продолжали атаковать.

Понимая, что больше ждать нечего, я решил катапультироваться. Однако повреждённый фонарь не открывался. После нескольких попыток и очередных атак «Сейбров», я наконец сумел выбить фонарь и тут же катапультировался с высоты 11 тысяч метров. Падая вниз, я видел, как мой верный МиГ, охваченный дымом, уносится вдаль, а «Сейбры» продолжают расстреливать его в воздухе.

Свободное падение длилось долго. Только на 2 тысячах метров я открыл парашют и вдруг почувствовал себя плохо — сорванная кислородная маска болталась внизу. Надев маску и восстановив дыхание, я увидел, что меня сносит в сторону водохранилища ГЭС Супун. Если упаду в воду — смерть неминуема. Собрав все силы, стропами направил парашют к лесистому склону.

Удар о землю был тяжёлым — меня протащило по склону и подвесило на деревьях. Только тогда я заметил, что ранен в ногу. Почти сразу послышались голоса и лай собак. Я приготовился отбиваться, но оказалось, что это китайские подростки, которые приняли меня сначала за американца. Показав им значок дружбы Мао и Сталина, я увидел улыбки и услышал радостное: «Сулян Тунжа!» («Советский товарищ!»).

Китайцы помогли мне спуститься, донесли до ближайшей зенитной батареи, где оказали первую помощь. Оттуда меня на автомобиле доставили на аэродром, а уже поздней ночью — в военный госпиталь Ань-ня. Врачи извлекли осколки, и после операции начался мой путь к выздоровлению.

Так завершился мой боевой вылет 12 апреля 1953 года — день, который я не забуду никогда.»

А сбитым в этом бою оказался американский ас, который в своём окружении считался непобедимым. И в один момент, когда на счету Джозефа МакКоннелла было уже 16 советских МиГов, его самолёт неожиданно пронзает снаряд всё того же МиГа, который, по задумке МакКоннелла, должен был стать 17-м в его списке, но не случилось...

Примечание

Если Вы хотите видеть новые публикации на канале ежедневно то заходите на него самостоятельно. Иначе вы их можете просто не увидеть, в ленте Дзена они не всегда появляются.

Просто каждый день, в любое время, нажмите на эту ссылку https://dzen.ru/foma55 и смотрите свежие по времени и любые другие публикации. Самые свежие слева в верхнем ряду и дальше вправо вниз по очереди.

-2