Начнём сразу с примера. В агентстве по продаже недвижимости N сотрудников делят на команды и устраивают между ними соревнование за ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные призы. При этом отношения внутри коллектива замечательные, а профессиональное соперничество не перерастает в личную вражду. Почему так происходит и как конкуренты остаются приятелями и хорошими коллегами? Давайте попробуем разобраться.
От чего зависит, какие отношения в коллективе
Какие-то компании выбирают за основу для корпоративной культуры кооперацию и сотрудничество. В других принято соперничество и конкуренция. Где-то выстроена строгая иерархия между всеми уровнями и отделами, а в другой компании коллектив — одна семья.
Но какой бы ни была корпоративная культура, есть общие принципы межличностного взаимодействия, которые помогают создать как минимум нейтральные, а как максимум — дружеские взаимоотношения с коллегами. Если большинство сотрудников их придерживается, в таком коллективе становится приятно находиться и работать.
Как вести себя с коллегами, чтобы всем было хорошо
Можно не создавать на работе дружеских связей, но обязательно нужно выстроить продуктивное взаимодействие. Как это сделать?
- Будьте профессионалом
Делайте свою работу качественно и в срок. Если что-то пошло не так, расскажите об этом коллегам, которые задействованы в проекте, и начальству. Любую проблему можно решить, если не заметать её под ковёр.
2. Будьте предсказуемым
Будет здорово, если вы расскажете руководителю, как планируете работать над задачей, когда вам будет нужна помощь коллег и в какой срок вы передадите работу дальше. Так вы сделаете рабочие процессы понятными и предсказуемыми для коллег и руководства.
3. Не обижайтесь по мелочам
Переводите общение в рабочее русло: не принимайте на свой счёт мелкие придирки и колкие замечания коллег и сами постарайтесь не использовать пассивную агрессию.
4. Не обсуждайте коллег и руководство за их спиной
Сплетни — это плохой способ коммуникации. Может показаться, что люди, с которыми вы обсуждаете других, на вашей стороне и доверяют вам. А потом то, что вы говорили или к чему молчаливо присоединились, дойдёт до жертвы обсуждений, и вы испортите отношения как с ней, так и со сплетниками.
5. Займите нейтральную позицию
Не позволяйте втянуть себя в конфликт двух сторон. Если в компании есть какие-то враждующие альянсы, а вы не тот человек, которого позвали урегулировать ситуацию, то не вовлекайтесь в эти процессы. Сохраняйте нейтралитет. Ваше твёрдое нет и настрой на рабочие отношения скорее вызовут уважение каждой из сторон, чем неприязнь.
Как подружиться с коллегами
Добавьте ко всему вышеперечисленному больше вовлечения — и у вас получится стать полноценным участником коллектива.
- Обедайте вместе
Ланч, кофе или чай с коллегами тоже подойдут. Делайте это всегда, когда можете. Общение за едой в неформальной обстановке сближает. Из этого вытекает следующий пункт.
2. Ходите на корпоративы и тимбилдинги
Это лучший способ пообщаться с коллегами не о работе, узнать об их увлечениях. Возможно, с кем-то вы ходите в один и тот же спортзал или бассейн, а кто-то тоже собирает открытки из путешествий. Хобби и внерабочие занятия — это отличная основа для приятельства.
3. Учитесь у коллег
Есть задачи, которые можно решить в одиночку. Но опытный сотрудник знает, как решить их гораздо быстрее и с меньшими затратами. Не стесняйтесь спрашивать совета. И, может быть, вы увидите, как коллега, который прежде казался вам угрюмым и нелюдимым, будет с удовольствием рассказывать о работе и делиться знаниями.
4. Поддерживайте
Никто не застрахован от тяжёлых жизненных и рабочих ситуаций. В такой момент людям бывает важна любая помощь. Сделайте то, что в ваших силах, чтобы коллега не остался один на один со своей проблемой.
Этика общения с коллегами
Корпоративная этика помогает построить гармоничные и доброжелательные отношения с коллегами. Соблюдайте эти правила, чтобы создать благоприятную рабочую атмосферу.
Соблюдайте тишину в офисе. Переведите телефон в беззвучный режим, музыку слушайте в наушниках и негромко, а посторонние разговоры ведите за дверью. Если что-то нужно обсудить с коллегами, пригласите их в переговорную комнату из опенспейса.
Будьте вежливы. Если коллега работает в наушниках, напишите ему в мессенджере. Не стоит стучать его по плечу. Соблюдайте личные границы как в переписке, так и в прямом общении.
Обсуждайте личные вопросы в личных чатах. Всё, что не касается работы, можно рассказать в специальном чате-флудилке. Если у вас есть рабочие мессенджеры, пишите в них коротко и по делу.
Соблюдайте традиции коллектива. Вы можете не принимать активное участие в организации неформальных мероприятий, но яростно сопротивляться им не стоит.
Общайтесь в рабочее время. Это особенно актуально для сотрудников на удалёнке. Отправляйте отложенные сообщения, чтобы не ставить коллег в неудобное положение.
Относитесь к рабочим созвонам ответственно. Да-да, это в том числе о том, чтобы приходить на созвон полностью одетым) Позаботьтесь заранее о качестве картинки и звука, достаточном освещении и заряде устройств. Не опаздывайте.
Коротко о главном
Независимо от принятой в компании корпоративной культуры соблюдайте общечеловеческие принципы общения:
- будьте профессионалом на рабочем месте;
- общайтесь с коллегами вежливо, соблюдайте рабочий этикет;
- не вступайте в коалиции, не сплетничайте;
- поддерживайте коллег и сами не стесняйтесь просить помощь;
- будьте предсказуемы и надёжны;
- если хотите найти друзей и стать своим в коллективе, участвуйте больше в неформальной жизни компании и ищите точки соприкосновения.
Быть независимым сильным экспертом — это здорово. Но вдвойне приятно, когда это совмещается с работой в хорошем коллективе. А чтобы он стал таким, постараться должен каждый. Хороших вам отношений с коллегами!