Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Турция в ловушке у Сороса: что общего у протестов в Стамбуле, Белграде и Будапеште

Оглавление

Когда турецкая оппозиция кричит с трибуны, что мэра Стамбула арестовали по разрешению Трампа, это звучит как шутка. Но в турецкой политике сейчас не шутит никто. Ни власть, ни оппозиция. Они всерьёз ищут американских агентов в рядах друг друга и уже не стесняются говорить о «хунте», «перевороте» и «заговоре из-за океана».

Всё это было бы смешно, если бы не было так знакомо.

Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik:  почему турецкий кризис — это не только про Эрдогана
Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik: почему турецкий кризис — это не только про Эрдогана

Америка разрешила? Турецкая драма на экспорт

19 марта в Турции стало отправной точкой не только для политического кризиса, но и для нового раунда геополитических игр. Формальный повод — задержание мэра Стамбула Экрема Имамоглу, основного оппонента президента Реджепа Тайипа Эрдогана. По словам главы Народно-республиканской партии Озгюра Озеля, этот арест якобы произошёл «с одобрения Трампа».

Звучит гротескно? Добро пожаловать в турецкую реальность, где политика давно стала театром абсурда с элементами криминальной драмы и иностранного продюсирования. А между строк — классическая соросовская повестка и методичка, по которой подобные протесты возникают сразу в нескольких точках Европы.

Майдан по-турецки: без боевых, но с привычным сценарием

Фото: нейросеть Midjourney. почему турецкий кризис — это не только про Эрдогана
Фото: нейросеть Midjourney. почему турецкий кризис — это не только про Эрдогана

Разгон демонстрантов в Турции напоминает старый анекдот:

«Мы вас услышали, но продолжим как обычно».

В ход идут водомёты, дубинки, резиновые пули, газ. Только боевые патроны — не в меню. Пока...

Демонстранты, несмотря на массовые задержания, возвращаются на улицы, как будто участвуют в каком-то безумном флешмобе с элементами революционного реалити-шоу.

Интернет глушить не получается, телевидение отрублено, улицы — кипят. Паралич власти? Нет, скорее хроническое воспаление. Ни одна из сторон не может взять верх, и ситуация постепенно входит в фазу затяжного кризиса. Турецкий Майдан живёт, хотя и не так бурно, как в первые дни.

Вечные союзники и их двойственность

Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik
Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik

Поведение «партнёров» предсказуемо до банальности. ЕС делает вид, что ничего не происходит. Исключение — Германия, которая для приличия выражает «глубокую озабоченность». Всё остальное — театральное молчание.

А вот США — это особый жанр. Государственный департамент туманно заявляет, что «не вмешивается во внутренние дела других государств», но Трамп при этом охотно делится подробностями, как Эрдоган когда-то пытался свернуть Башара Асада.

Очень уместно, правда? Особенно на фоне того, что в Сирии Турция уже натаскала достаточно террористов, чтобы потом получить их обратно в виде вооружённого экспорта.

Проблема Турции или всех?

Скоро турецкая проблема перестанет быть только внутренним делом. Уже сейчас протесты идут не только в Анкаре или Стамбуле, но и на Северном Кипре и даже в Мадриде. Сценарий знакомый: протесты, медиа-шум, растерянность ЕС, вялое «осуждение», американское молчание — и вуаля, новая точка напряжения.

Причём Турция — это не просто страна между Востоком и Западом. Это перевалочный пункт для мигрантов, оружия, идеологий и конфликтов. Если там что-то пойдёт не так (а оно уже пошло), последствия может ощутить вся Европа. Особенно южная.

Кто выиграет, если проиграют все?

Пока Эрдоган и оппозиция меряются у кого больше заокеанских покровителей, мир вокруг становится всё менее управляемым. Турция рискует стать новой Сирией — только с большими городами, мощной армией и миллионами беженцев.

А Запад, традиционно играющий в многозначительное молчание, делает вид, что он тут вообще ни при чём. Хотя методы — те же, сроки — те же, сценаристы — всё те же.

Россия и её интерес

В этой истории особенно интересна позиция России. Формально — вне игры. Но по факту — все ставки сделаны. И чем дольше Запад будет раскачивать Турцию, тем больше у Москвы возможностей усилить свои позиции в регионе. Не потому что Россия этого жаждет, а потому что других вариантов просто не останется.

Ещё один Майдан, пусть и под флагом полумесяца, — это всегда риск неуправляемой дестабилизации. Вопрос не в том, «кто прав». Вопрос в том — кому это выгодно?

Как вы считаете, возможен ли в Турции «украинский сценарий» с полномасштабным внешним вмешательством — или Эрдоган, несмотря на весь спектакль, держит ситуацию под контролем?

Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!