Найти в Дзене
МотоТетрадь

Зачем нужна трансмиссия

В общем случае на мотоциклах и мопедах трансмиссия состоит из сцепления и коробки передач, а также моторной передачи - с коленвала на первичный вал коробки передач посредством шестерён или звёздочек и цепи, через сцепление, и задней передачи - со вторичного вала коробки передач на заднее колесо посредством звёздочек и цепи. Коробка передач и сцепление выполнены в одном корпусе с ДВС. На большинстве скутеров всё и сложнее, и проще - там тоже двигатель в одном корпусе с вариатором и редуктором, но моторной и задней передачи как бы нет - ведущий шкив вариатора непосредственно на шейке коленчатого вала, а ведомый с автоматическим сцеплением - на входном валу редуктора, на выходном валу которого непосредственно крепится колесо, а сам блок двигатель-вариатор - одновременно и задняя подвеска (маятник)... (!) N.B. Статья не является обучающей, не является практической инструкцией и не претендует на достоверность приведённой информации. Если кто-то знает и понимает больше - не сочтите за труд у
1 - моторная передача, 2 - сцепление, 3 - коробка передач, 4 - пара шестерён низшей передачи, 5 - пара шестерён высшей передачи, 6 - задняя (главная) передача, 7 - ведущее (заднее) колесо
1 - моторная передача, 2 - сцепление, 3 - коробка передач, 4 - пара шестерён низшей передачи, 5 - пара шестерён высшей передачи, 6 - задняя (главная) передача, 7 - ведущее (заднее) колесо

В общем случае на мотоциклах и мопедах трансмиссия состоит из сцепления и коробки передач, а также моторной передачи - с коленвала на первичный вал коробки передач посредством шестерён или звёздочек и цепи, через сцепление, и задней передачи - со вторичного вала коробки передач на заднее колесо посредством звёздочек и цепи. Коробка передач и сцепление выполнены в одном корпусе с ДВС.

На большинстве скутеров всё и сложнее, и проще - там тоже двигатель в одном корпусе с вариатором и редуктором, но моторной и задней передачи как бы нет - ведущий шкив вариатора непосредственно на шейке коленчатого вала, а ведомый с автоматическим сцеплением - на входном валу редуктора, на выходном валу которого непосредственно крепится колесо, а сам блок двигатель-вариатор - одновременно и задняя подвеска (маятник)...

Задняя подвеска-двигатель-вариатор скутера... Гхм.
Задняя подвеска-двигатель-вариатор скутера... Гхм.
(!) N.B. Статья не является обучающей, не является практической инструкцией и не претендует на достоверность приведённой информации. Если кто-то знает и понимает больше - не сочтите за труд указать в комментариях на ошибки или дополнить.

Трансмиссия, помимо просто передачи крутящего момента на заднее колесо, обеспечивает ещё два важных функционала: (1) разъединение и соединение работающего двигателя и колеса (посредством только сцепления - если это вариатор, и сцепления и нейтральной передачи - если это механическая КП); и (2) изменение частоты вращения и величины крутящего момента, передаваемого от двигателя на колесо, для разных режимов и условий езды - так как тягово-скоростные характеристики любого ДВС неспособны удовлетворить их все.

В частности на низких оборотах тяги двигателя недостаточно, а скорость вращения чаще избыточна для прямой передачи на колесо, поэтому будь то механическая КП или вариатор на разных видах мототехники главный смысл их наличия - в редукции: увеличении крутящего момента, получаемого от двигателя, при пропорциональном снижении частоты вращения. А насколько - определяется передаточным отношением пар шестерён (кол-во зубьев ведомой шестерни разделить на кол-во зубьев ведущей, но суть не в зубьях, а в диаметрах шестерён или, точнее, в радиусах, которые и задают отношение моментов силы и скоростей) в механической КП или автоматически изменяемых (в зависимости от оборотов) рабочих диаметров шкивов на ведущем и ведомом валу клиноремённого вариатора. На низких передачах передаточное число большое - 2-4,

-3

а на высоких - приближается к единице, т.е. частота вращения и крутящий момент от двигателя на высоких передачах мало преобразуются. По крайней мере в механических КП, а вариатор на максимальных оборотах может работать и как повышающий редуктор, т.е. с передаточным отношением меньше единицы, но там ещё дополнительный простой шестерённый редуктор, на валу которого и крепится непосредственно ведущее колесо, как минимум компенсирует потерю в величине крутящего момента ("я так думаю...").

Дополнительная постоянная редукция присутствует и в цепной задней передаче мотоциклов - в виде передаточного отношения ведомой и ведущей звёзд.

-4

Оно бывает разным как в стоке, так и популярна замена ведущей звезды на большее или меньшее кол-во зубьев - в зависимости от желания получить выигрыш в максимальной скорости или максимальном крутящем моменте.

Тягово-скоростные характеристики двигателя во всём диапазоне оборотов рассчитаны под определённые оптимальные передаточные отношения каждой передачи (пар шестерён), что выражается в рекомендуемой в инструкции скорости движения для каждой передачи. На примере мопеда Альфа с 4-х ступенчатой КП:

1-я передача: до 15 км/ч

2-я передача: до 25 км/ч

3-я передача: до 35 км/ч

4-я передача: до 50 км/ч

Благодаря большому передаточному отношению на низшей передаче тронуться с места и поехать можно даже на холостых оборотах, т.е. при минимальной частоте вращения и тяге, выдаваемой двигателем, без добавления оборотов и тяги ручкой "газа"; а на высшей передаче максимальные тягово-скоростные характеристики движения в основном зависят от возможностей двигателя, т.к. передаточное отношение минимальное (в районе единицы) на вторичном валу коробки передач.