Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Как в СССР чуть не сделали летающую Волгу

Оглавление

Идея по созданию летающих автомобилей давно не давала покоя не только советским инженерам, но и их зарубежным коллегам.

Первая разработка, в которой для полета использовали воздушную подушку, принадлежит объединившимся в одну команду инженерам сразу трех компаний: Daimler-Benz, Studebaker и Curtiss-Wright.

В 1959 году они предоставили транспортное средство, которое даже исходя из внешнего вида, мало что напоминало обычный автомобиль.

Несмотря на то, что и ранее уже имелись подобные проекты, новая разработка имела ряд новшеств, которые можно было использовать не только в машиностроении, но и авиации.

Продемонстрировав проект, который вызвал огромный интерес, как у обычных людей, так и компаний-разработчиков, многие автомобильные компании призадумались над перспективой заняться созданием собственных проектов в этом направлении.

Из советских коллективов разработкой занялось КБ НАМИ, специально создав несколько групп специалистов, которые уже пробовали создать гибрид автомобиля, где для передвижения использовался принцип работы воздушной подушки.

Экспериментальный проект ГАЗ-16

Разработкой проекта был назначен гениальный советский инженер-конструктор А. А. Смолин, который руководил работами сразу нескольких коллективов.

Первый испытательный образец был собран в 1960 году, где к сборке образца также привлекли команду инженеров отделения НАМИ под руководством В. И. Ханжонкова.

-2

Условно проект был обозначен ГАЗ-16, который позже разделили на две отдельные разработки ГАЗ-16А и ГАЗ-16Б.

По задумке инженеров универсальный автомобиль должен обладать уникальным типом ходовой части, позволявшей управлять автомобилем в условиях бездорожья, водного пространства, что уже само по себе высокую проходимость.

-3

На обычном режиме шасси, взятое из модели «Волга» ГАЗ-21, на котором было установлено дополнительно гидравлический тормоз, мог передвигаться по обычным дорогам.

Имея рулевое управление имеющее сходство с обычным, автомобиль мог преодолевать за счет воздушной подушки небольшие водные пространства и участки бездорожья.

Для этой цели специально были установлены два пропеллера позволяющих поднимать машину над дорожным покрытием до 150 мм.

Технические особенности

Для разгона требовался мощный и скоростной силовой агрегат, поэтому инженеры решили использовать двигатель «Чайки» ГАЗ-13, мощностью в 195 л. с.

Основной двигатель разгонял автомобиль до 70 км/ч по обычным дорогам с шоссейным покрытием, хотя силовой агрегат был рассчитан на разгон в 170 км/ч.

-4

При движении по водным преградам использовалась система ДВС при работе двух вспомогательных двигателей, мощностью в 28 л. с каждый.

Первоначальный и основной проект был изменен на два варианта летающего автомобиля, ГАЗ-16А и ГАЗ-16Б, которые раздельно прошли испытания.

Инженерам удалось решить проблему аэродинамической разгрузки, что позволяло использовать подушку для эффекта парения автомобиля над любой поверхностью, включая водную.

-5

По всех моментам создания проекта инженеры коснулись тем, которые ранее использовались исключительно в авиации.

Принцип нагнетания воздуха для создания воздушной подушки ранее уже был опробован на некоторых моделях гидропланов, но идея и разработки принадлежали инженерам-авиаторам, и в некотором роде считалась секретной.

Еще одним интересным моментом, который возможно был преждевременным для того периода времени была конструкция шасси, которая в отличие от разработчиков зарубежных компаний была оснащена отдельной системой управления и дополнительными тормозами.

Причины, почему проект был не реализован

Уникальный проект был очень интересным и довольно простым в принципе работы, что позволяло эксплуатировать машиной практически любому, прошедшему обучение человеку.

-6

Единственной проблемой, которая собственно и являлась главной для приостановления работ по проекту стало значительные финансовые затраты как на саму разработку, так и на сборку машин этого типа.

Главной особенность разработок подобного типа являлось изменение обычных стереотипов по управлению и принципу работы автомобилей.

Если бы в дальнейшем проект попытались реализовать, скорее всего, в машиностроении появилось бы новая ветка моделей автомобилей, которые бы принципиально стали бы отличаться от обычных машин.

Возможно, в Министерстве машиностроения страны и было запланированы подобные разработки, но вопрос финансирования стал тем камнем преткновения, который изначально приостановил работы над модернизацией основной модели, а позже и после стал причиной заморозки проекта.