Сравнивать автомобили разных лет выпуска довольно сложно. Во-первых, сильно меняются технологии. Во-вторых, конструкторы руководствуются разными принципами и уделяют внимание разным моментам. Например, еще в 90-е незаводская антикоррозионная обработка была нормой. Кто-то обращался к специалистам, кто-то бодяжил в гараже составы разной степени сомнительности. А много вы видели мастерских с подобной услугой сегодня? Все потому, что при производстве корпуса стали чаще использовать пластик, а металл - оцинковывать. Значит, автомобили стали долговечнее? Как бы не так - много вы назовете в наши дни моделей с двигателем-миллионником? Да им 350 000 без переборки пройти за счастье. А еще электроника, климат, отделка интерьера… В общем, не будем сравнивать несравнимое и ограничим временные рамки десятью годами - с 2014 по 2024.
Что произошло в этот период?
Долгие годы отечественный автопром открыто “убивали”. Действительно - зачем выпускать убогие легковушки, когда россияне могут купить иномарку из любой страны - были бы деньги. Вот “Газели”, “Соболя” и “ПАЗики” в ходу - их можно и выпускать. Есть еще грузовики, но это тема отдельная. Итог печален - когда “прижали” санкции, выяснилось, что на месте бывших заводов идет жилищное строительство или организованы “общественные пространства”. Фактически удержались на плаву только Жигули”, трансформировавшиеся в “Ладу”. С зарубежными автомобилями тоже не все гладко - многие концерны (в том числе и имевшие в России сборочные цеха) покинули рынок, детали тоже стали дефицитом.
Место привычных марок быстро заняли “китайцы” - в Поднебесной всегда чутко улавливают, где можно заработать деньги. А еще фирмы из КНР активно начали продвигать сотрудничество в уцелевшими российскими заводами. Так как на дне оказалась не только сборка, но и производство различных узлов, под российскими названиями иногда стали выпускать тех же “китайцев”. Даже минимальные изменения не вносят - историю с новомодным “Москвич 3” помнят многие.
Как менялись предпочтения автолюбителей?
В 2014 году безусловным лидером по продажам была “Гранта”. За ней расположились “Калина”, “Ларгус”, “Приора” и “4х4”. Разрыв между первой и последней - целых 100 000 экземпляров. Впрочем, между ними было немало иномарок, которые в этой статье не рассматриваются. Популярность “Гранты” неудивительна - модель в целом новая, да еще и в 2014 сошел с конвейера 5-тидверный хэтчбек, заменивший “Самару”. Стоит отметить, что безопасность - не конек этой машины. На тестах ее оценили на 2 звезды из 4. Но на спрос это не повлияло. В 2018 был проведен рестайлинг, а в 2022 количество вариаций увеличилось до пяти, включая универсал.
К 2016 году “Гранта” уступила первое место Hyundai Solaris. Все-таки качество далеко от идеала, и россияне предпочли более надежную марку. “Калину” сменила “Веста”, а в список лидеров ворвался “УАЗ Патриот”. В 2017 “Гранта” все так же в лидерах. Уже понятно, что основной плюс этой староватой модели (напомню, что в ее основе - “Калина”, которую еще и многие считают в целом неудачной) - цена. “Гранта” доступна практически всем. Правда, в базовой комплектации практически ничего нет, но что поделать. Автолюбители, у которых бюджет посерьезнее, предпочитают более стильную и современную “Весту”. Все так же не массово, но стабильно продаются вместительные “Ларгусы” и “Патриоты” с хорошей проходимостью.
В 2024 лидерами остаются “Гранта” и “Веста”. К пятерке наиболее популярных подобралась “Niva Travel”. Любопытно, что в 2021, когда потерявшая связь с Chevrolet “Нива” обрела свой современный вид, особого интереса к ней не было. Но постепенно осовремененная модель вытеснила из списка популярных классический вариант “4х4”.
Что еще изменилось?
Скажем прямо - отечественные машины приблизились к мировым стандартам. Сказалось привлечение зарубежных специалистов на тот же “АвтоВАЗ”. Появились подушки безопасности, электронная начинка, включающая многочисленные “помощники”. Больше внимания стало уделяться как экстерьеру, так и комфорту в салоне. Есть два нюанса. Первый - в большинстве случаев базовая комплектация не имеет никаких “плюшек”, за них придется доплатить. Второй - производители стали использовать очень много китайских узлов. В результате многие автомобилисты склоняются к мнению, что покупать “китайца” по завышенной стоимости глупо.
О качестве машин многое говорит тот факт, что спрос на “Лады” на вторичном рынке за последние годы снизился. Если приобрести новый отечественный автомобиль россияне готовы, то с рук стараются найти иномарку в приличном состоянии. Исключение, пожалуй - машины повышенной проходимости. У “УАЗов” и “Нив” немало недостатков. Но к российскому бездорожью они приспособлены на все сто, да еще и ремонтопригодны.
Каковы перспективы российского автопрома?
Необходимо развитие собственного производства. Но ситуация такова, что, несмотря на пафосную подачу в СМИ, собственных разработок слишком мало. Труды советских инженеров, нещадно эксплуатировавшиеся все эти годы (во многих моделях “Лады” технические решения еще от легендарной “девятки”), устарели. А из китайских деталей качественный собственный автомобиль собрать невозможно. Требуется развитие новых технологий, а следовательно, инвестиции. И, разумеется, государственная поддержка. Только не на уровне “какую бы дрянь ни собрали на заводе, мы заставим вас это купить”, а а серьезная помощь предприятиям. Если серьезно заняться автопромом, он вполне способен выйти на достойный уровень. Но ожидать прорыва, как в Поднебесной, не стоит - процесс будет долгим и трудным.