Найти в Дзене
Усталый пилот: рассказы

«К 35 годам у лётчика, по медицине, уже должно быть несколько диагнозов» — говорил Витя

Оглавление

Что-то вспомнился мне мой последний командир звена, с которым мы служили в Орловке, а потом на Сахалине, где я уже сам стал командиром звена. Интересный был человек, своеобразный, сам себе на уме, как говорят, но безобидный, добрый и без "закидонов", как некоторые...

Витя

Витя, а по другому его, почему-то, никто не называл, был уже старым заслуженным капитаном и командиром звена, практически без всяких перспектив на дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Но он об этом и не тосковал. Небольшого роста, упитанный, если не сказать, что толстенький, добродушный, практически никогда не ругался.

Казалось, был вполне доволен своим положением, срок службы на Дальнем Востоке подходил к концу, дальше светила замена, предположительно за границу.

Но в это самое время, в какой-то светлой голове в вышестоящих штабах, а может и на самом высоком уровне, созрело решение объединить авиацию ПВО и ВВС. Эта идея очевидно маячила на горизонте довольно давно. Во всяком случае наш выпуск 1977 года, был практически первым, из которого некоторые ребята попали по распределению в ПВО. Раньше распределение было только в полки ВВС.

И выпала карта Витиному звену ехать вместо заграницы на Сахалин, в ПВОшный полк, который летал раньше на старой технике, типа Як-28П и должен был переучиваться на МиГ-23МЛД, на которых мы и летали.

Идея была в следующем. Тот сахалинский полк стоял на передовых рубежах нашей необъятной, тогда, Родины и нёс круглосуточное боевое дежурство. Чтобы не делать брешь в воздушных рубежах во время переучивания, было решено со всего Дальнего востока собрать эскадрилью подготовленных, готовых к боевому дежурству лётчиков. Что и было сделано.

Для Вити это было потрясением. Я и ещё двое лётчиков его звена восприняли эту новость нормально. Согревало то, что на Сахалине был полуторный оклад, плюс северные надбавки. Собирались быстро, но Витя заартачился, всякими правдами и неправдами пытаясь отвертеться от этой «замены».

Но в армии есть множество способов убедить военнослужащего выполнить приказ и через небольшое время Витя сдался, правда, видно в качестве компенсации, выбил разрешения отогнать свой «жигулёнок» на родину в Краматорск, потому что везти его на Сахалин не было смысла.

Гнать через всю Россию на Украину долго, поэтому на Сахалин Витя приехал практически через месяц, хотя жена с ребёнком прилетела вместе с нами, на выделенном нам для переезда Ан-12. Через некоторое время Витя нам признался что «жигулёнок» он с Хабаровска перевёз на попутном «транспортнике», а остальное время объедался мамиными пирожками в Краматорске.

Отслужил он, да и мы, пять лет на Сахалине и поехали кто куда. Витя как-то пробил себе замену в Краматорск на свою малую родину, там и ушёл в запас.

Потом я узнал, что однажды поехал он с мужиками на рыбалку с ночёвкой. Ночевали в какой-то хижине, видно выпили под ушицу, как без этого на рыбалке. А ночью случился пожар, в котором Витя с друзьями и сгорел, земля ему пухом, хороший был человек.

Хитрая наука

Я вспомнил о нём, потому что он сыграл определённую роль в моей судьбе. Витя был очень рассудительный и предусмотрительный. Он точно знал, сколько нам должны начислять зарплату, какая у него выслуга.

Мы же, кто помоложе, об этом не задумывались и он нас учил, что к тридцати пяти годам у лётчика по медицине должно быть уже несколько диагнозов, чтобы, если вдруг приспичит уйти на пенсию, можно было бы быстренько списаться с лётной работы.

Его науку я запомнил, и когда мне исполнилось 32 года, решил, что пора зарабатывать диагнозы. Да и действительно немного устал. Слева в груди что-то иногда покалывало. Год был напряженный, переучивание на МиГ-31, постоянные командировки за новыми самолётами в Горький, ныне Нижний Новгород на завод.

Я сам лично штук десять перегнал. Потом стрельбы на полигоне в Казахстане, а осенью ВЛК (врачебно-лётная комиссия). Я и заявил терапевту, что пора бы в госпиталь съездить, сердечко проверить. Он не возражал:

— Желание лётчика для нас закон.

И поехал на Чёрную речку, что в Подмосковье, кажется так называлось место, где находился госпиталь ПВО. Кстати авиацию ПВО и ВВС опять разъединили. В народе поговаривали, что все кому надо генералов получили и всё вернули назад…

У всех нас были командиры. И плохие, и хорошие, в большинстве, лично у меня хорошие, но некоторые, почему-то запомнились, а некоторые нет. Командиров звеньев у меня было только человек пять, но вот запомнился только Витя...