Не случайно символом конкурса «Педагог года» выбран пеликан. Он олицетворяет преемственность и глубокие традиции отечественного образования, доброту и открытость учителей. В образе птицы заложено и стремление лететь еще выше, к солнцу, навстречу новым открытиям.
Заслуженный и народный учитель Российской Федерации Лидия РУСАКОВА:
«Когда меня спрашивают, кто побеждает на конкурсе «Педагог года», я говорю: во-первых, человек с харизмой, во-вторых, тот, кому есть что сказать. Свое, авторское. Тогда участник вне сомнения лидер. Должен быть личный опыт, который он приобрел и готов привнести в школьную жизнь».
Чудесные журавлики
Вот уже 34 года учителя Тюменской области стремятся к новым вершинам на региональном конкурсе «Педагог года». Участники не соревнуются: они демонстрируют профессиональное мастерство и с удовольствием обмениваются опытом.
С особым трепетом за конкурсантами наблюдает директор МАОУ СОШ № 70 города Тюмени Лидия Русакова: в 1992 году она стала победителем дебютного городского, а затем и областного конкурса «Учитель года». Была в том небольшом числе участников, около 18 человек, которые еще не до конца понимали, но верили, что у конкурса большое будущее.
– Сюда приходят люди, которым есть что сказать нечто особенное, авторское. И у меня тогда был свой, авторский, опыт. Я представляла проект «Двадцатая комната» с первым в истории региона классом спортивных бальных танцев. Из этого опыта выросло всё последующее, – вспоминает Лидия Николаевна.
В 1992-м ее документы не были отправлены на всероссийский конкурс «Учитель года», но уже год спустя Лидия Русакова стала заслуженным учителем Российской Федерации – в 35 лет, что удается далеко не каждому. Звание ей присвоили за ее авторские программы и методики, за вдохновенную работу с детьми. Потом она становилась победителем многих конкурсов, получила звание народного учителя, написала не одну книгу, включая «Сказки об умной, доброй и красивой школе», какой Лидия Николаевна и стремится ее делать.
– Но так и не научилась петь или танцевать, – с улыбкой говорит педагог. – На первом областном конкурсе я произнесла фразу, по которой меня узнают: «Я не умею, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, зато умею делать японских журавликов». Журавлики у меня действительно получаются, и всегда очень разные. Они вырастают, улетают… В переносном смысле это очень символично.
Сегодня около 30 воспитанников Лидии Русаковой трудятся с ней в одной школе – под крылом наставника. Ее журавлики тоже не боятся участвовать в конкурсах и открыты новому опыту.
Увлеченный взрослый
Многолетняя история «Педагога года» – подтверждение, что тюменская школа педагогики была, есть и будет. С новаторскими идеями, исполненными любви к детям, учителя приходят рассказать о себе. Особой гордостью региона являются специалисты, которые долетели до конкурса всероссийского уровня.
Екатерина Костылева пока единственный победитель «Учителя года России». В 2021 году она проделала путь от городского этапа до уровня страны. С радостью вспоминает это приключение. О том, что всё закончилось успешно, напоминают друзья со всей страны, мероприятия после конкурса и большой хрустальный пеликана.
– Сейчас вспоминается только хорошее: этот путь был окрашен яркими эмоциями, меня окружали и поддерживали коллеги, воспитанники. Было интересно и увлекательно, но безусловно была проделана серьезная работа по систематизации своей деятельности и поготовке. Чтобы стать лучшей версией себя. Для этого нужно всегда находиться в творческом поиске, – подчеркивает Екатерина Сергеевна.
Сейчас педагог руководит образовательным инженерным центром «ФабЛаб» при ТюмГУ, в котором дети занимаются робототехникой, программированием, прототипированием. Реализуют свои уникальные проектные инициативы. Продолжает Костылева и преподавать любимую физику в гимназии № 16.
– Для учителя очень важно быть увлеченным своим делом, – добавляет Екатерина Сергеевна. – Только вдохновенный взрослый может мотивировать на свершения ребенка. Всегда хочется дать детям что-то большее, чем предметные знания. С ними нужно творить и творить для них. И в школе, и в центре «ФабЛаб» я стараюсь следовать этим принципам, чтобы показать воспитанникам – учеба и наука могут быть интересными. Будь я ребенком, очень обрадовалась бы, что есть такие современные образовательные площадки, как «ФабЛаб», где можно так свободно и увлекательно проводить время.
Весомое слово
Конкурс «Педагог года Тюменской области» продолжается. Он стартовал 7 апреля и продлится до 13-го. Занимательная неделя с разными площадками, оригинальными заданиями и бесконечным общением. Свои наработки в 10 номинациях представляют классные руководители, психологи, дефектологи, воспитатели, начинающие учителя, директора… Более 140 человек, которым есть чем поделиться с коллегами, хотя начиналось всё с малого.
Некоторые номинации конкурса еще совсем молоды. Например, категории «Мастер года» для преподавателей среднего профессионального образования исполнилось пять лет.
– В этом есть особый смысл: участвовать в юбилейной номинации, – признается конкурсант из многопрофильного колледжа ТИУ Анна Опейкина. – Чувствуется и особая ответственность, потому что мы – мастера… Слово очень весомое, обязывающее становиться лучше. Но на душе – спокойствие. Всё волнение прошло на предыдущем этапе, а сейчас мы готовы и надеемся на успешное выступление.
Одна из причин, почему участники не переживают и не боятся испытаний, – поддержка воспитанников. Как волноваться, когда за педагогом стоят ребята, школьники и студенты, говорящие такие вещи:
– Они сказали, что для них мы уже победители, – улыбается Анна Леонидовна. – И дети, и администрация колледжа в нас верят. Я согласна, что главное здесь не результат, а то, чему мы научимся друг у друга и принесем в наши образовательные организации. То, что мы на конкурсе, – еще не конечная цель. Каждый профессионал должен постоянно расти, в том числе учиться у своих воспитанников.
Дарья ЮШКОВА