Олег Кулагин
Об этом осознанно или неосознанно мечтают многие руководители и собственники компаний.
Почему в большинстве организаций большинство сотрудников не стремятся к ответственности, не проявляют инициативы и самостоятельности, а выполняют работу лишь по сложившейся традиции, приказам и указаниям свыше или действующим инструкциям и регламентам? Ответ простой: им не хватает субъектности. А чаще всего ее, вообще, нет. И при этом сами сотрудники и даже их руководители обычно не понимают, что это такое.
Что же такое субъектность? Что значит для человека или группы людей, быть субъектом некоторой деятельности? А это значит:
- быть ее инициатором, источником энергии и движущей силой;
- четко осознавать цели и смысл этой деятельности;
- определять показатели и критерии деятельности;
- отвечать за ее результаты, как за достижения, так и за неудачи;
- принимать решения по изменению деятельности, ее направления и содержания.
Другими словами, быть субъектом означает – обладать полномочиями по созданию и осуществлению деятельности и принимать на себя ответственность за ее выполнение и результаты.
Все вышесказанное справедливо и для организационной деятельности. Сотрудник организации, даже рядовой работник, будет субъектом организационной деятельности, если он может влиять на ее конечные результаты, а не только на локальные результаты на своем рабочем месте, и четко понимает эту взаимосвязь, обладая при этом необходимыми полномочиями по инициированию и выполнению своей работы так, чтобы получить наилучшие результаты деятельности для всей организации. И, конечно, несет ответственность за свои решения и действия.
Кто же в организациях является субъектом деятельности? Понятное дело. Обычно это собственники, директора, иногда кто-то из топ-менеджеров. Все остальные сотрудники - почти никогда. Поэтому имеем то, что имеем: пассивность, безынициативность, равнодушие, низкую лояльность, неудовлетворенность, текучесть и прочие неприятные явления.
Для повышения субъектности необходим баланс ответственности и полномочий. Но как с этим балансом обстоит дело в большинстве российских организаций? Да никак. Его просто нет. Есть явный дисбаланс в сторону ответственности. Руководители волевым решением возлагают на сотрудников ответственность, раздавая им многочисленные цели, задания и поручения. Но при этом увеличение ответственности не подкрепляется увеличением полномочий. То есть нагрузка и ответственность растут (иногда даже зарплата), а власть сотрудников и возможность влиять на конечный результат работы остаются прежними. Люди не становятся хозяевами своей работы, а остаются простыми исполнителями. Как следствие, субъектность почти нулевая, и организация, как и прежде, напоминает «сдутый мяч».
Вследствие этого дисбаланса сотрудники не стремятся к ответственности! А силовое навязывание ответственности автоматически приводит ко всем вышеперечисленным патологиям организационной жизни.
Условием принятия и вознаграждением за ответственность могут быть только полномочия! У сотрудников должны быть возможности самостоятельно принимать решения и выбирать способы своих действий. Важно создать такую культуру, чтобы люди с энтузиазмом и радостью боролись за новую ответственность, получая в обмен за нее не только деньги и признание, но и больше свободы, полномочий и возможностей влиять на конечные результаты организационной деятельности. Это и будет означать повышение субъектности персонала.
Но что делать и как этого добиться практически? Однозначного ответа пока нет. Нужна система. Впрочем, это уже совсем другая история…