Космос — загадочная и пугающая бездна, где звуки теряются в вечной тишине, а человечество сталкивается лицом к лицу с неизведанным. Именно эта двойственность — сочетание величия и опасности — делает его идеальным фоном для кинематографических шедевров.
Фильмы о космосе открывают дверь в мир фантастических приключений, межгалактических открытий, невообразимых форм жизни и технологий, превосходящих наше понимание.
Этот поджанр научной фантастики не перестаёт поражать воображение, предлагая зрителям как трепет перед бескрайними просторами Вселенной, так и леденящий душу ужас перед её тайнами.
Для большинства людей космические путешествия остаются недостижимой мечтой, и только кинематограф позволяет прикоснуться к этим далёким мирам. Одни картины воспевают красоту и загадочность далёких планет, пробуждая в зрителе чувство восхищения.
Другие же рисуют космос в мрачных тонах, предупреждая: за пределами Земли нас могут ждать не только чудеса, но и смертельные опасности, с которыми человечеству лучше не сталкиваться.
История космического кино берёт начало ещё в эпоху немого кинематографа — с первых наивных, но захватывающих лунных экспедиций. Сегодня же этот жанр достиг невероятного разнообразия: от футуристических эпопей о межпланетных странствиях до драматичных историй, основанных на реальных космических миссиях.
Среди бесчисленного множества картин о космосе есть подлинные шедевры, которые стоит увидеть каждому. О таких фильмах и хочется рассказать в этой статье.
Автостопом по галактике
Основанный на одноимённой книге Дугласа Адамса, этот фильм 2005 определённо сохраняет необычный (и очень британский) юмор первоисточника и может похвастаться звёздным актёрским составом, в который входят Мартин Фриман, Зоуи Дешанель, Билл Найи, Сэм Рокуэлл и Стивен Фрай, и это лишь некоторые из них.
Герой фильма — Артур Дент (Фримен), которого уносит с Земли, когда на неё вторгается команда инопланетных строителей. Временами фильм кажется немного похожим на лихорадочный сон, и те, кто не знаком с тоном книги Адамса, могут почувствовать себя обескураженными из-за его безумности.
Однако, если вы поклонник таких вещей, как «Монти Пайтон», этот фильм — настоящее удовольствие и освежающий контраст с более серьёзными космическими фильмами. Адамс был бы доволен.
Армагеддон
Возможно, фильм и не получил положительных отзывов критиков, но «Армагеддон» затрагивает именно то, что делает космические фильмы такими увлекательными, фокусируясь на катастрофическом апокалиптическом событии, и единственной надеждой Земли становится команда аутсайдеров.
Когда астероид размером с Техас направляется к Земле, чтобы уничтожить её, НАСА нанимает команду бурильщиков, чтобы пробурить в астероиде дыру и поместить внутрь бомбу, которая разрушит его.
Возглавляет эту команду "героев" бурильщик Гарри Стэмпер (Брюс Уиллис) — парень, который вместо того, чтобы обучать астронавтов бурению, настаивает на том, чтобы отправить в космос свою разношёрстную команду для выполнения миссии.
Несмотря на разгромные отзывы критиков, которые называли фильм слишком шаблонным, фильм собрал огромную кассу. «Армагеддон», собравший более 553 миллионов долларов по всему миру, стал самым кассовым фильмом 1998 года, опередив такие хиты, как «Спасти рядового Райана» и «Годзиллу» Роланда Эммериха.
Миссия "Серенити"
Несмотря на то, что сериал Джосса Уидона «Светлячок» выходил всего один сезон, он стал культовым хитом, у которого есть преданные фанаты, до сих пор призывающие к его возвращению.
Хотя Уидон, возможно, и не смог бы снять ещё один сезон, ему удалось получить финансирование для полнометражного фильма как продолжения истории, и в 2005 году вышел фильм «Серенити».
В фильме, который также стал режиссёрским дебютом Уидона, актёры вернулись к своим ролям в новом приключении, где экипаж космического корабля «Серенити» преследует двух беглецов, а зловещий «Оперативник» преследует их.
Конечно, поклонники «Светлячка» были в восторге от «Серенити», и это стало началом режиссёрской карьеры Джосса Уидона (как в хорошем, так и в плохом смысле), поскольку его следующим полнометражным фильмом в 2012 году стали «Мстители».
Что касается самого фильма, то он снят в духе «Светлячка» и представляет космос как дикую местность Дикого Запада — грязную, опасную и необузданную.
Столкновение с бездной
Несмотря на то что «Армагеддон» — другой фильм-катастрофа на космическую тематику, вышедший в 1998 году, — в конечном итоге затмил «Столкновение с бездной» по общему кассовому сбору, «Столкновение с бездной», возможно, является более сильным фильмом.
В фильме комета шириной 11 км летит на Землю, что приведёт к катастрофическим последствиям. В то время как героическая команда астронавтов отправляется на орбиту, чтобы попытаться уничтожить комету, в фильме больше внимания уделяется влиянию на людей, поскольку те, кто находится на Земле, сталкиваются с возможным вымиранием.
В отличие от «Армагеддона», «Столкновение с бездной» получил высокую оценку за гораздо более реалистичное изображение того, что произошло бы, если бы комета столкнулась с Землёй. Например, в интервью BuzzFeed астрофизик Нил Деграсс Тайсон похвалил фильм, сказав, что в нём «действительно хорошо показана наука».
Затура: Космическое приключение
Спустя десять лет после выхода оригинального «Джуманджи» появилось ещё одно приключение, основанное на настольной игре, — «Затура: Космическое приключение».
«Затура» рассказывает историю двух братьев, которые попадают в космос с помощью игры, найденной в их подвале. Как и следовало ожидать, в фильме много общего с «Джуманджи», но это захватывающий и весёлый фильм сам по себе, с удивительно трогательной историей о двух ссорящихся братьях и сёстрах, которые в конце концов учатся ладить друг с другом.
Из-за конкуренции с анимационным фильмом Disney «Цыплёнок Цыпа» и «Гарри Поттером и Кубком огня» «Затура» показала неутешительные результаты в прокате во время выхода.
Несмотря на это, фильм был хорошо принят критиками, которые отметили, что он «воспевает низкотехнологичную магию, скрывающуюся в настольной игре, — эту скрытую способность объединять людей».
Сквозь горизонт
Космос часто служит пугающим фоном для фильмов, балансирующих на грани между научной фантастикой и хоррором, и один из самых пугающих примеров — «Сквозь горизонт» 1997 года.
Когда космический корабль, который ранее исчез в чёрной дыре, возвращается на орбиту, для расследования отправляется спасательная команда, не подозревающая, что на борту находится нечто тёмное и зловещее.
«Сквозь горизонт» похож на фильм ужасов в космосе, в котором чувствуется влияние таких фильмов, как «Сияние» и «Чужой», в плане создания ощущения паранойи и клаустрофобии.
"Сквозь горизонт" страдал от проблемной постановки, и после его выхода он не только провалился в прокате, но и был разорван на части критиками. Однако, следуя по той же траектории, что и "Нечто" 1982 года, он стал культовым хитом после выхода на домашнем видео и впоследствии был заново открыт зрителями как недооцененный образец жанра.
Марс Атакует!
Благодаря звездному актерскому составу и Тиму Бертону на пике своих возможностей, "Марс атакует!" — дань уважения режиссера научно-фантастическим фильмам категории "Б" — после выхода вызвал разногласия. Однако со временем этот фильм стал лучше, и его острые сатирические темы, направленные против истеблишмента, делают его удивительно актуальным.
Основанный на одноимённой серии коллекционных карточек, фильм «Марс атакует!» рассказывает о том, как полчища маленьких зелёных человечков прибывают на планету Земля, в то время как мировые державы ждут, чтобы понять, мирные ли у них намерения.
То ли из-за забавной манеры говорить инопланетян, то ли из-за роковой «Марсианской девушки» (Лиза Мари) в своём культовом пышном светлом парике, в фильме «Марс атакует!» полно моментов, которые отличают его от любого другого фильма о вторжении инопланетян, который вы когда-либо видели.
Хотя уникальная и забавная природа фильма не обязательно пришлась по душе американской аудитории, в Европе он показал гораздо лучшие результаты, закрепив за собой статус будущей культовой классики.
В итоге "Марс атакует!" — возможно, самый недооцененный фильм Тима Бертона.
Пекло
То, что Дэнни Бойл превратил «Пекло» из относительно прямолинейной научно-фантастической эпопеи в космический слэшер, возвышает его над другими подобными предложениями и делает одним из лучших примеров жанрового эксперимента в кинематографе.
Действие фильма происходит в 2057 году, когда Земля замерзает из-за угасания Солнца, и группе астронавтов поручают вновь зажечь звезду и спасти мир. Хотя идея «миссии по спасению человечества» в «Пекле» знакома, именно поворот, который делает фильм особенным, отличает его от других.
Эта двойственность фильма также оттолкнула некоторых критиков, поскольку они сочли смену тональности резкой. Хотя в то время фильм, возможно, было трудно продать — что отразилось на кассовых сборах, — смелость Бойла, снявшего фильм, который ближе к «Космической одиссее 2001 года», чем к «Армагеддону», заслуживает похвалы.
Элизиум
После невероятного «Района 9» режиссёру Нилу Бломкампу было нелегко, и хотя «Элизиум» не достигает высот того фильма, он всё равно стоит того, чтобы его посмотреть.
«Элизиум» продолжает некоторые темы, затронутые в предыдущем фильме Бломкампа, в частности, исследует идею классового неравенства.
Действие происходит в 2154 году, когда человечество сильно расслоилось по уровню благосостояния: сверхбогатые живут на роскошной космической станции Элизиум, а остальные едва сводят концы с концами на том, что осталось от Земли.
Будущее висит на волоске, поскольку Макс Да Коста (Мэтт Дэймон) стремится установить равенство между группами, но секретарь Делакур (Джоди Фостер) стоит у него на пути, пытаясь защитить процветающее население Элизиума.
Несмотря на то, что фильм хорошо показал себя в прокате, сам Бломкамп немного сожалел о его сценарии, говоря: «В конечном счёте, я просто не снял достаточно хороший фильм». Однако я считаю, что он слишком строг к себе.
В конце концов, фильм был хорошо принят критиками, которые назвали его «одним из тех редких блокбастеров, которые одновременно увлекательны и в которых есть что сказать».
Европа
Наше любопытство по поводу того, существует ли жизнь на других планетах, часто становится темой фильмов, таких как этот недооценённый фильм 2013 года.
«Европа», частично снятый в псевдодокументальном стиле рассказывает о группе астронавтов, которые отправляются на Европу — один из спутников Юпитера — в поисках признаков жизни. Использование такой техники съёмки помогает сделать фильм поразительно реалистичным, а также усиливает клаустрофобную и напряжённую атмосферу.
Космические фильмы не часто хвалят за их чувство реализма, но "Европа" стал исключением из этого правила. Это, возможно, самое реалистичное — и душераздирающее — изображение космических путешествий на большом экране.
Без поддержки крупного дистрибьютора фильм вышел ограниченным тиражом и собрал еще более ограниченные кассовые сборы, но он может похвастаться впечатляющим "свежим" рейтингом на Rotten Tomatoes, а критики назвали его "захватывающим и, в конечном счете, ужасающим".
Если вам было интересно, подпишитесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал. Там я рекомендую отличную фантастику: книги, сериалы и фильмы. Вам больше не придется искать самим, что почитать и посмотреть, я это делаю за вас :)