Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

дом-пагода

Чайный дом на Мясницкой (Чайный магазин Перлова) – трёхэтажное здание, использовавшееся с 1893 по 1917 год как чайный магазин и доходный дом. Было возведено в 1893-м архитектором Романом Клейном и принадлежало купцу Сергею Васильевичу Перлову. Первые упоминания о территории, на которой располагается чайный дом, относятся к началу XVIII века. В то время земля состояла из нескольких дворов, один из которых принадлежал дьяку Фёдору Мироновичу Сорокину. В 1719 году весь участок приобрёл князь Григорий Волконский, но в связи с денежными затруднениями заложил дом княжне Марии Вяземской, выкупить обратно владения он не смог. Через шесть лет хозяйка перепродала имение Льву Васильевичу Измайлову, и затем по наследству дом перешёл к его внуку Льву Дмитриевичу Измайлову. Он использовал усадьбу во время зимних визитов в Москву. Будучи вспыльчивым и своевольным человеком, в 1831-м Измайлов попал в немилость Николая I, а в 1834 году скончался. После его смерти участок долгое время переходил от одно

Чайный дом на Мясницкой (Чайный магазин Перлова) – трёхэтажное здание, использовавшееся с 1893 по 1917 год как чайный магазин и доходный дом.

Чайный дом Перлова
Чайный дом Перлова

Было возведено в 1893-м архитектором Романом Клейном и принадлежало купцу Сергею Васильевичу Перлову.

Первые упоминания о территории, на которой располагается чайный дом, относятся к началу XVIII века. В то время земля состояла из нескольких дворов, один из которых принадлежал дьяку Фёдору Мироновичу Сорокину. В 1719 году весь участок приобрёл князь Григорий Волконский, но в связи с денежными затруднениями заложил дом княжне Марии Вяземской, выкупить обратно владения он не смог. Через шесть лет хозяйка перепродала имение Льву Васильевичу Измайлову, и затем по наследству дом перешёл к его внуку Льву Дмитриевичу Измайлову. Он использовал усадьбу во время зимних визитов в Москву. Будучи вспыльчивым и своевольным человеком, в 1831-м Измайлов попал в немилость Николая I, а в 1834 году скончался.

После его смерти участок долгое время переходил от одного владельца к другому. Известно, что в определённый период земля принадлежала руководителю шерстяной фабрики Никону Ивановичу Волкову, а в 1839-м помещение было переоборудовано под женский пансион. Позднее владения выкупила чета Кусовниковых, которая проживала в доме с 1843 по 1870 год. По легенде, генерал-майор Петр Кусовников, владевший участком с 1843 по 1870 год, случайно обнаружил в доме тайную комнату с ритуальной атрибутикой (масонской), принадлежавшую Льву Дмитриевичу Измайлову. Эта находка изменила жизнь семьи. Кусовниковы уволили всю прислугу и превратились в затворников. Состоятельная супружеская пара перестала принимать гостей и покидала усадьбу только по ночам, прихватив с собой все свои сбережения. История четы закончилась трагедией – в 1870 году Софья Кусовникова внезапно умерла от удара, а Петр сошел с ума. Говорят, призрак обезумевшего генерала до сих пор бродит по Мясницкой и пугает прохожих.

В 1875 году часть имения выкупил чайный магнат Сергей Васильевич Перлов, по традиции того времени здание было оформлено на имя его жены Анны Яковлевны. Согласно другим сведениям, изначально имение приобрёл отец купца Василий Алексеевич Перлов, и только после его смерти строение перешло младшему сыну Сергею, который в 1875-м переоформил документы на имя супруги.

Сергей Васильевич Перлов
Сергей Васильевич Перлов

Род Перловых известен с 1752 года. Предположительно, в те времена купцы занимались добычей речного жемчуга. Во второй половине XVIII века они стали одними из первых продавцов чая в Москве. После смерти главы семейства Василия Алексеевича руководство торговым домом «В. Перлов и сыновья» перешло двум братьям Семёну и Сергею. В 1890-м Сергей Перлов решил основать свою фирму. Он заказал архитектору Роману Клейну проектирование трёхэтажного каменного дома на Мясницкой улице в стиле позднего ренессанса, где должен был расположиться главный магазин новой компании. Строительные работы продлились два года и закончились в 1893-м. На первом этаже здания расположился магазин чая, а на втором и третьем – апартаменты хозяина и съёмные квартиры. Перлов славился своей любовью к азиатской культуре и разместил в новом жилище коллекцию произведений искусства Востока, в доме часто устраивались музыкальные вечера и выступления семейного театра. В стенах магазина некоторое время существовала народная читальня, где проводились общественные мероприятия и устраивал молебны пастырь Иоанн Кронштадтский.

В 1895 году стало известно о приезде чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи Ли Хунчжана на коронацию Николая II. В надежде привлечь внимание высокопоставленного гостя и заключить эксклюзивные контракты на поставку чая Сергей Перлов решил перестроить собственный дом в восточном стиле. Предприниматель обратился к молодому архитектору Карлу Гиппиусу. На тот момент он работал в мастерской Романа Клейна, который также принимал участие в реализации необычного проекта.

Карл Карлович Гиппиус
Карл Карлович Гиппиус

Доподлинно неизвестно, посещал ли Гиппиус Китай, но искусствоведы отмечают, что ему удалось крайне точно воспроизвести народные мотивы. Архитектор сохранил симметричную композицию существующей постройки, наделив её яркими выступающими объёмами кровель. Парадный вход в магазин был выполнен из тёмно-фиолетового мрамора, а портал над дверью украшали морды животных и рельефное панно с позолоченным павлином. Фасад здания был отделан обилием скульптурных деталей и керамических плиток, выполненных на заказ китайскими мастерами. Основной темой декоративных элементов стали мифические животные. Переднюю стену украшает также надписи: «Чай», «Сахар», «Кофе», «Шоколад», «Какао», «Фрукты».

Чайный дом С.В. Перлова на Мясницкой улице. Фотография 1906-1910 годов.
Чайный дом С.В. Перлова на Мясницкой улице. Фотография 1906-1910 годов.

Фронтон дома венчала двухъярусная башенка-пагода, увешанная маленькими колокольчиками. Русские буквы на вывеске стилизовали под китайские иероглифы, на крыше установили двухъярусную пагоду. Внутреннее убранство было выдержано в том же псевдокитайском духе: торговый зал декорировали позолоченной росписью, шелковыми панно, фарфоровыми статуэтками и вазами.

-5
-6

В филёнках над витринами архитектор расположил стилизованные под иероглифы вывески, а над дверным проёмом находилась надпись: «Сергей Васильевич Перлов – главный магазин».

Для отделки интерьеров Перлов заказал у китайских мастеров две полутораметровые вазы и шёлковое панно «Китаец» и «Китаянка». В помещении были установлены мягкие пуфики, на которых можно было дегустировать продукцию магазина.

-7

Кессонный потолок украсили орнаментом с позолотой и лампочками, намеренно оставленными архитектором без плафонов: в момент перестройки магазина электрическое освещение было редкостью и подчёркивало премиальный статус заведения. Строительные и отделочные работы были окончены в 1896 году.

Вид празднично украшенного и иллюминированного к торжествам коронации дома С.В. Перлова на Мясницкой улице. Фотография 1896 года.
Вид празднично украшенного и иллюминированного к торжествам коронации дома С.В. Перлова на Мясницкой улице. Фотография 1896 года.

Яркое и необычное здание сразу привлекло внимание москвичей, однако, прибыв в город, Ли Хунчжан предпочёл навестить представителей более старой ветви торгового дома. Он посетил имение Семёна Перлова, руководившего на тот момент предприятием «В. Перлов и сыновья».

Тем не менее архитектурные особенности дома в псевдокитайском стиле стали успешным рекламным ходом и магазин пользовался популярностью. Братьям удалось выдерживать конкуренцию за счёт грамотной маркетинговой политики: Семён Перлов предлагал массовый продукт, в то время как заведение на Мясницкой посещали в основном представители аристократии и купеческой гильдии. Именно Сергей Перлов первым начал продавать чай в жестяных банках, а почётным клиентам товар преподносили в хрустальных шкатулках.

-9
-10

После Октябрьской революции строение перешло в собственность государства, в верхних этажах расположились коммунальные квартиры, но в нижних помещениях продолжал работать чайный магазин. Фамильный бизнес Перловых распался из-за эмиграции большей части семейства, однако вдова предпринимателя осталась жить в доме на Мясницкой вплоть до своей кончины в 1918-м. В 1920–1930 годах здание получило название «Чаеуправление». В 1960-м дом попал в кинолетопись «Архитектурные памятники Москвы». В те времена на прилавках этой торговой точки можно было найти дефицитные сорта чая, а по своему статусу она приравнивалась к Елисеевскому магазину.

С 2000 по 2012 год проходила масштабная реконструкция здания при участии двоюродной правнучки первого владельца Жанны Юрьевны Киртбая.

Сейчас первый этаж строения почти полностью занимает магазин-кондитерская под названием «Чай-Кофе» – здесь можно купить не только вкуснейший, настоящий китайский чай и кофе элитных сортов, в том числе в виде подарочных наборов, но и качественную свежую выпечку, посуду, стилизованную под ту, что используется на родине чая.

-11