Найти в Дзене
Инклюзивная СРЕДА

Новые горизонты цифровой доступности: адаптированные клавиатуры

Добрый день! Неделя пролетела, и пришло время для очередной публикации Инклюзивной СРЕДЫ. Мы продолжаем развивать тему доступности цифровых образовательных технологий, в частности персонального компьютера, для учащихся с ОВЗ. Сегодня в фокусе такая группа устройств, как адаптированные устройства ввода – специальное оборудование для работы с ПК, созданное для людей с ОВЗ, имеющих нарушения зрения, а также опорно-двигательного аппарата вследствие травм и заболеваний (например, ДЦП). От привычных нам периферийных и оргтехнических устройств (клавиатур, мышек, джойстиков) адаптированные устройства отличаются особым дизайном и функционалом. Знакомство с адаптированными устройствами ввода мы начнем с адаптированных клавиатур, которые позволяют работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами и базами данных, специализированным программным обеспечением, веб-браузерами, а также могут использоваться для обеспечения досуга учащихся с инвалидностью (Интернет-серфинг, социальные сети, комп

Добрый день! Неделя пролетела, и пришло время для очередной публикации Инклюзивной СРЕДЫ.

Мы продолжаем развивать тему доступности цифровых образовательных технологий, в частности персонального компьютера, для учащихся с ОВЗ. Сегодня в фокусе такая группа устройств, как адаптированные устройства ввода – специальное оборудование для работы с ПК, созданное для людей с ОВЗ, имеющих нарушения зрения, а также опорно-двигательного аппарата вследствие травм и заболеваний (например, ДЦП). От привычных нам периферийных и оргтехнических устройств (клавиатур, мышек, джойстиков) адаптированные устройства отличаются особым дизайном и функционалом.

Знакомство с адаптированными устройствами ввода мы начнем с адаптированных клавиатур, которые позволяют работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами и базами данных, специализированным программным обеспечением, веб-браузерами, а также могут использоваться для обеспечения досуга учащихся с инвалидностью (Интернет-серфинг, социальные сети, компьютерные игры, доступ к мультимедиа).

Созданные для людей с ОВЗ клавиатуры помогают в проектной деятельности, при выполнении учебно-исследовательских работ, для автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента, управления учебным и демонстрационным оборудованием. Данные устройства эффективно применяются для контроля результатов учебной деятельности, проведения различных тестирований, в том числе – психодиагностики.

При всем разнообразии существующих моделей, клавиатуры для учащихся с ОВЗ имеют ряд общих характеристик:

  1. Эргономичный дизайн, удобный для слабовидящих и людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адаптированные клавиатуры не имеют острых, выступающих частей, зато обладают клавишами увеличенного размера, изолированными в отдельные ячейки с помощью специальных накладок, что исключает одновременное нажатие нескольких кнопок.
  2. Повышенная прочность и надежность. Корпус устройства, как правило, изготавливается из ударопрочного пластика, а увеличенные клавиши не выпадают даже при падении с высоты. Адаптированные клавиатуры не боятся влаги и случайного проливания воды: одни модели легко разбираются для просушки, а другие имеют специальные отверстия для слива пролитой жидкости.
  3. Яркая расцветка и контрастная маркировка клавиш клавиатуры облегчает навигацию и набор текста для слабовидящих. Кроме того, расположение клавиш по отношению друг к другу на клавиатуре имеет четкое вертикально-горизонтальное «зонирование». Группы клавиш (буквенная, цифровая, знаков пунктуации, группа навигации и группа управления) также различаются по цветам.
  4. Кастомизация настроек под пользователя. Некоторые модели позволяют настраивать чувствительность и скорость реакции клавиш на нажатие, устанавливать функции для дополнительных клавиш, скорость движения курсора и многое другое. Индивидуальные настройки сохраняются как на компьютере, так и на самой клавиатуре, что позволяет эффективно использовать такие устройства в учебных группах.
  5. Некоторые клавиатуры имеют возможность установки сменных панелей с различными раскладками, например для работы с текстом, с инженерным калькулятором или для активности в Интернет.
Адаптированные клавиатуры – обязательный компонент рабочих мест учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Адаптированные клавиатуры – обязательный компонент рабочих мест учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Интересный факт: адаптированная сенсорная клавиатура «Клавинта» может использоваться и как инструмент АДК, поскольку имеет специальную накладку «Коммуникация», которая помогает общаться детям с нарушениями речи. При нажатии на кнопку с символом компьютер озвучивает соответствующее символу слово, а при последовательном нажатии нескольких клавиш – целую фразу. Можно выбрать и голос для озвучивания: голос взрослого (мужской или женский) или ребенка (мальчика или девочки).

Резюмируя вышесказанное, адаптированные клавиатуры могут (и должны) применяться в обучении школьников и студентов с ОВЗ, поскольку способствуют развитию компьютерной грамотности. Несмотря на то, что клавиатуры называются «устройствами ввода», их потенциал гораздо шире, чем просто ввод числовой и текстовой информации. Благодаря данной группе устройств у учащегося формируются основы информационной культуры, навыки самостоятельной практической работы на персональном компьютере, происходит освоение современных прикладных программ, которые могут стать основой профессиональной деятельности.

#Инклюзивная_СРЕДА #цифровая_доступность #адаптированная_клавиатура_для_учащихся_с_ОВЗ #адаптированные_устройства_ввода #адаптированные_устройства_для_работы_с_ПК #рабочее_место_учащегося_с_нарушениями_ОДА