КОТ
С давних времён известны случаи, когда моряки брали с собой на корабли кошек. Обычно это делалось для борьбы с грызунами. Однако есть и другие причины, по которым кошки оказывались на борту. Во время длительных плаваний или в условиях боевых действий кошки помогали членам экипажа справляться со стрессом и создавали на судне атмосферу уюта. Ледокол «Красин» не стал исключением из этого правила.
На борту ледокола почти всегда жили чёрные коты и кошки с белой отметиной на ухе, грудке или лапе. Эти удивительные создания сами приходили на корабль и отправлялись в плавание вместе с командой. Один из таких котов пришел на ледокол в 1928 году во время подготовки к экспедиции по спасению итальянских аэронавтов.
Коты, которые ловили мышей на транспортных судах и боевых кораблях охраны Великобритании и США, также участвовали в союзных конвоях, перевозивших помощь по программе ленд-лиза в страны антигитлеровской коалиции.
Самый известный из котов даже получил имя Конвой. Он жил на британском легком крейсере «Гермиона», который сопровождал караваны союзников на Мальту и Мадагаскар. Конвой был частью экипажа корабля и даже имел свой собственный гамак, где он мог отдыхать. Когда крейсер был атакован подводной лодкой U-205 кот Конвой погиб вместе с 87 членами экипажа.
Наши кошки (котята на палубе ледокола «Красин»). 1949 г.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Как звали кота «Красина», принимавшего участие в кругосветке, к сожалению, не известно. Однако благодаря рассказам старшего помощника капитана Н. А. Мерта известны многие подробности его морской биографии. В отличие от котов, которые приходили на ледокол добровольно, этого бездомного кота поймал перед рейсом заведующий продовольствием Кирилл Иванович Таран (непонятно, в порту Провидения или во Владивостоке). В ведении К. И. Тарана была сохранность запасов продовольствия, и помощь четвероногого друга в борьбе с грызунами была ему очень полезна. Новый судовой кот долгое время не мог привыкнуть к такой обстановке, пугался людей, искал удобные места и к тому же не знал, чем себя занять, так как на ледоколе после отплытия в США в ноябре 1941 года неожиданно исчезли крысы. В конце концов кот свыкся со своей участью и из всех помещений больше всего полюбил кают-компанию, где ему нравилось разлечься на мягком диване.
Особенно тяжело кот пережил первые дни плавания в США из порта Провидения в ноябре 1941 года, когда ледокол попал в страшнейшую бурю. Спустя много лет старпом вспоминал о тех событиях:
«В это время года восточная часть Берингова моря проходящими циклонами превращается в бурлящий котел. Ледокол черпал волны бортами. Брызги, сорванные ветром с разъярённых гребней, ударяли в надстройки, как пули. Вскоре вода начала через разбитые иллюминаторные стёкла вестибюля и выбитые деревянные наружные двери проникать в судовые помещения. Палубная команда упорно боролась с водой. Забили парусиной, задраили всё, что могло пропускать воду. От сырости в разных местах возникли замыкания электропроводки, начала гореть изоляция. Электрики Василий Лазарев и Иван Сажинов едва успевали разворачиваться, включая, переключая линии и заменяя предохранители. Благо, они были большими специалистами своего дела. На третий день стало стихать, ветер сменился, лёг низкий холодный туман, но обессиленные волны продолжали бросаться на корпус ледокола».
Кот все эти дни пролежал на койке у Н. А. Мерта, откуда отказывался спуститься даже чтобы поесть.
Котята на палубе ледокола «Красин». 1949 г.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Зато совершенно спокойно кот воспринял весной 1942 года переход полярного конвоя и постоянные атаки немецких самолётов. «Кот, видимо, уверенный в своей безопасности, спал на диване в вестибюле, лишь изредка подергиваясь выстрелов», – писал старший помощник.
Завершился боевой поход красинского кота 7 сентября 1943 года, когда ледокол прибыл в порт Провидения, где, скорее всего, родился и провел всю свою жизнь хвостатый член команды. Он узнал родные места и сбежал с ледокола.
«Первым сбежал на берег и нырнул под ближайший пакгауз судовой кот, которого мы взяли на ледокол два года назад. И сколько его потом ни звали, соблазняя колбасой и прочими деликатесами, он так и не вернулся на “Красин”. Кот не мог простить нам принудительного плавания».
О дальнейшей судьбе боевого кота, участника кругосветного плавания ледокола «Красин» ничего не известно.
3-й механик «Красина» с любимым котом в своей каюте. 1949 г.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Не прерывалась история с чёрными котами и в послевоенный период. Тогда же сложилась добрая традиция, что всех чёрных котов на «Красине» будут звать Кузями, а кошек Люсями.
ПЁС КИЛЬГИТ
В отличие от котов, собак на судах держат намного реже – они не помогают в борьбе с грызунами и могут плохо переносить качку. Между тем, некоторые крупные боевые корабли заводили небольших собачек в виде своих талисманов.
Самой известной судовой собакой Второй мировой войны была дворняжка Виктори, или Вики, которую однажды взял себе морской офицер Джон Маккри, впоследствии ставший командиром линкора «Айова». На линкоре Вики стала талисманом, ей пошили специальную форму, а когда для членов команды был организован спортивный заплыв на 45-метровую дистанцию, то она приняла участие в соревновании вместе с остальными членами экипажа. В 1943 году «Айова» должна была доставить в Касабланку Ф. Д. Рузвельта, направлявшегося на Тегеранскую конференцию. Во время этого плавания Викки спала у ног президента США.
Свой судовой пёс был и на ледоколе «Красин». Сначала он жил на Чукотке и, скорее всего, относился к чукотским ездовым собакам. Это одна из умных и неприхотливых пород собак, выведенных в незапамятные времена чукчами для охоты и перемещения саней. Ещё в детском возрасте пёс попал лапой в капкан и утратил лапку – больше он не мог возить упряжки и оказался бесполезен для своих хозяев. Красинцы решили взять трёхногого пса на ледокол, и он стал настоящим другом команды. Моряки дали ему имя Кильгит, что в переводе с чукотского значит «безлапый».
Четвероногие члены экипажа ледокола «Красин» (Собаки на палубе ледокола). 1949 г.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Кильгит очень хорошо прижился на борту, был очень умным и спокойным (как писал Н. А. Мерт, «флегматичным») псом. Но, конечно, испытания кругосветки также сильно тревожили собаку. Страшная буря первых дней рейса в США очень напугала его, как и кота. От сильной качки пёс отказывался от еды, забился в нишу между обшивкой каюты боцмана С. Гуземина и трубой вентилятора и просидел там, пока буря не утихла.
Для Кильгита позднее оборудовали лежанку в носовом вестибюле «Красина». Интересно, что когда весной 1942 года на «Красин» совершали налёты немецкие самолёты, то первым в бой
бросался именно судовой пёс, который выбегал на своих трёх лапах на открытую палубу впереди всех членов команды и начинал бегать по ней, разыскивая противника.
Команда с большой теплотой вспоминала об отважном Кильгите, поэтому он стал одним из
персонажей комикса «”Красин” в годы Великой Отечественной войны», созданного
творческим коллективом музея «Ледокол «Красин» и художником Владиславом Серовым.
Страница комикса «”Красин” в годы Великой Отечественной войны». В. Серов.
Санкт-Петербург: С-Принт. 2024 г.
МЕДВЕЖОНОК
На судах часто члены команды заводили медвежат. Но если в умеренных широтах это были традиционно бурые медведи (например, знаменитый медведь Мишка, любимец команды линкора «Севастополь» в 1950-е годы), то в Арктике это были именно белые медвежата. Обычно члены команд забирали оставшихся медвежат, отбившихся от мамы, или если медведица нападала на полярников и морякам для защиты приходилось применять огнестрельное оружие. Один из первых случаев, когда на борту появились медвежата, произошёл в 1936 году, когда «Красин» проводил исследования акватории Восточно-Сибирского моря. На острове Врангеля тогда был принят очень необычный груз – две клетки, в которых жили 12 белых медвежат, но какова их судьба и куда они направлялись – неизвестно.
В начале Великой Отечественной войны на «Красине» также жил любимец команды – белый медвежонок. Вместе с командой ледокола он принимал участие в летней навигации 1941 г., но когда ледокол отправился на ремонт в США, его, по воспоминаниям сына капитана, помощника радиста Владимира Маркова оставили в порту Провидения.
Белый медвежонок на палубе ледокола «Красин». 1949–1952 гг.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Надо сказать, что в отличие от своих бурых собратьев белых медведей практически невозможно дрессировать. Только отдельные профессионалы, которые занимаются с медвежатами с их детского возраста, умеют ладить с этими свирепыми хищниками. В истории ледокольного флота уже в послевоенное время таким любителем белых мишек был знаменитый специалист по электрорадионавигационным приборам Александр Георгиевич Гамбургер, тоже ветеран Великой Отечественной войны, дошедший в 1945 году до Берлина. На весь мир он прославился в августе 1977 года, ведь именно ему как самому старшему и опытному члену экипажа атомного ледокола «Арктика» было поручено поднять на Северном полюсе флаг Советского Союза. А познакомился он с легендарным капитаном «Красина» и «Арктики» Ю. С. Кучиевым тоже при весьма своеобразных обстоятельствах. Однажды посреди ночи после тяжелой вахты Юрий Сергеевич был разбужен страшным рёвом, раздававшимся на весь атомоход. Капитан по телефону внутренней связи набрал А. Г. Гамбургера и заявил: «Выбирайте, Александр Георгиевич, или я, или ваш медведь!»
Один из медвежат А. Г. Гамбургера был подарен командой атомохода президенту Финляндии У. К. Кекконену, который передал его в зоопарк Хельсинки. Спустя три года сам Александр Георгиевич, приехав в финскую столицу на приёмку строящегося по заказу СССР ледокола, не мог не проведать своего старого друга. Медведь, узнав своего старого хозяина, встал на задние лапы и побежал обниматься, приведя в ужас сотрудников зоопарка.
КОРОВЫ, ОВЦЫ, СВИНЬИ, КУРЫ
Сейчас сложно поверить, но все эти животные жили в трюмах судов в 1920-1940-х годах. Были они и на «Красине». В своих интервью Владимир Марков называл их судовым «подсобным хозяйством». В отличие от собак и кошек о скоте, проживавшем в трюмах на главной палубе, сведений осталось очень мало – о них редко вспоминали, их почти не фотографировали, и судьба этих зверей была самой не завидной…
В арктическом плавании требовалось перевозить скот как продукты питания во время навигации и на случай вынужденной зимовки. При необходимости зверей забивали и разделывали, использовали мясо для приготовления блюд. Приём в пищу свежеприготовленного мяса восполняет недостаток витамина С в организме, что может предотвратить развитие цинги в условиях плавания.
Из рассказов ученика радиста в годы войны В. М. Маркова, известно, что судовые коровы, овцы, свиньи и куры были оставлены в порту Провидения перед отправкой ледокола в США осенью 1941 года.
КРЫСЫ И МЫШИ
Если раньше мы рассказывали о зверях полезных на ледоколе, которые были друзьями команды, теперь настало время рассказать и про врагов.
Самыми большими вредителями на судах являются крысы, которые не только портят запасы продуктов, могут привести в негодность электропроводку, что приводит к возгораниям, но также они переносят опасные инфекционные заболевания. Моряки всегда пытаются бороться с крысами, заводя судовых котов, используя капканы, ядохимикаты и всевозможные хитроумные приспособления. Например, на ледоколе «Красин» посетители часто спрашивают о назначении «серебряных дисков» на швартовочных канатах. Эти диски называются накрысники, крысоотбойники, противокрысинные щиты или швартовочные щиты. Это устройство препятствует проникновению на борт крыс по швартовому тросу. Делаются они из металла или пластика. Благодаря гладкой поверхности крысы не могут зацепляться и перелазить через них.
Накрысники ледокола «Красин». 2025 г.
По бытующему у моряков суеверию, если в судах появляются щели, трещины, которые могут привести к пробоине, течи и последующему кораблекрушению, крысы успевают их первыми обнаружить и бежать со столь опасного судна до его выхода в плавание.
Интересно, что во время стоянки в порту Провидения перед отплытием «Красина» в США на судне резко исчезли все крысы! Матрос 1-го класса М. Н. Бойченко донёс о своём наблюдении старшему помощнику капитана Н. А. Мерту, который распорядился никому об этом не рассказывать, сохранить в тайне, чтобы не посеять ненужной паники среди членов команды.
Самую страшную атаку крысами испытал во время войны работавший в Ленинграде «дедушка ледокольного флота» «Ермак». О том, как приходилось бороться с ними в 1944 году, спустя много лет рассказал кочегар ледокола «Ермак», большой друг музея Александр Алексеевич Королёв:
«Изобрели ловушку: изготовили большую клеть, под давлением – пружина, подножка возвращается в исходное положение. Утром штук 5-7 в клетке. Вымещали на них свои обиды – поджигали, травили. Когда выбрасывали их за борт, они долго царапали яйцеобразный борт».
НАСЕКОМЫЕ
Другими вредителями, с которыми всегда имели дело моряки, были тараканы. Александр Алексеевич, вспоминая военные годы, называл их «постоянными спутниками моряков». Но во время ремонта и вооружения «Красина» в Балтиморе весной 1942 года ледокол подвергся атаке новых, ранее неведомых насекомых, о которых спустя 30 лет с удивлением рассказывал старший помощник:
«Во время ремонта на камбузе заменили металлическую дымовую трубу и сделали более удобные штормовые скрепы на плиту. И вот, проверяя помещение, Михаил Иванович Борт – наш пекарь-кондитер – обнаружил в нём неизвестных насекомых. Насекомые эти были величиной с коричневого таракана. Они вели активную жизнь, лазили вереницами, останавливались, любопытствовали и не боялись ни людей, ни света. На подставленный прут сразу шли в атаку. Внешность их была омерзительна. Хорошо ещё, что не бросались на людей. В течение трех дней мы боролись с неожиданным врагом. Всё было обработано паром, потом облили помещение всякими дезинфицирующими веществами. В результате с насекомыми было покончено раз и навсегда. За время ремонта никто из нас ни на судах, ни на берегу подобных страшилищ не видел; они, безусловно, были кем-то занесены с берега».
Если вы знаете, что это за «страшилища» атаковали «Красин» в Балтиморе весной 1942 г. –напишите в комментарии к этому посту!
Приложение
Первый советский устав для гражданских моряков «Устав внутренней службы на судах Морского транспорта РСФСР» (1921 года) включал целую главу «О животных на судах», регламентирующую порядок жизни зверей на борту гражданских судна.
§ 365
Для развлечения судового экипажа, с разрешения капитана, дозволяется брать на суда животных, но с условием, чтобы животные во время плавания не составляли чей-либо собственности.
§ 366
Воспрещается иметь ядовитых животных или таких, которые своими размерами или хищностью были бы опасными для человека.
§ 367
Следует избегать большого количества животных. Число их предоставляется определять капитану по своему усмотрению и в зависимости от обстоятельств.
§ 368
Животные должны быть немедленно удалены с судна, если:
1) есть подозрение, что среди них появились болезни,
2) если на судне оказался случай эпидемической болезни, распространителем которого может явиться животное,
3) если климатические или какие-либо другие условия таковы, что могут вызвать бешенство у животного,
4) если большинство команды не желает иметь далее животное на судне,
5) если не найдется желающих следить, чтобы животное не загрязняло судовых помещений.
§ 369
В кают-компании разрешается иметь животных лишь с согласия большинства её членов. В каютах и отдельных помещениях судовой команды – лишь по соглашению с сожителями и соседями. В случае, если кто-либо из вышеупомянутых лиц заявит справедливый протест или претензию, животное должно быть удалено с судна или из помещения
Список источников и литературы
1) Блинов В. М. Последний романтик. — Мурманск: Дроздов-на-Мурмане, 2019. — 272 с.
2) Дремлюг В. В., Филин П. А., Емелина М. А., Савинов М. А. Ледокол «Красин» в истории изучения освоения Арктики/ / Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. — СПб., 2013. Т. VI. Кн. 2: Север России в военно-морском и экономическом отношениях. — С. 203–261.
3) Королёв А. А. Воспоминания о службе на ледоколе «Ермак» (1944–1947) // «Ермак» и ермаковцы: воспоминания членов экипажа ледокола «Ермак». — СПб.: Изд-во РГМАА, 2010. — С. 108–114.
4) Лесин А., Яковлев А. Легенды истории. Линкоры. — СПб.: Диджитал лайн, 2024. — 420 с.
5) Калиберова Т. Он сидел на коленях у Рузвельта и шел в караване PQ‑15 // Владивосток. 2003. № 1314 (21 февр.).
6) Мерт Н. А. «Красин» в боевом походе. — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1976. — 176 с.
7) Устав внутренней службы на судах Морского транспорта РСФСР. — [М.] : 10-я тип. МСНХ, 1921. — 63 с.
8) Хохрина А. Е. ТЭП. «Из истории корабельных котов». 14 апреля 2020 г. // НА ЛК ММО № 1891.