Найти в Дзене
Антитурист

Речной флот в низовьях Индигирки

Чокурдах это не только стратегически значимый авиационный узел, но и до сих пор действующая речная пристань. Ведь посёлок расположен на берегу полноводной Индигирки. У романтиков освоителей Севера были и такие идеи, дать имя посёлку "Индигирск", в честь реки. Индигирка самая холодная в мире река. Речная гавань тянется по береговой линии вдоль посёлка. В советское время Чокурдахский Речной порт обеспечивал снабжение трех районов: Аллайховского, Абыйского и Момского. Был и свой флот, сегодня мы его и рассмотрим. Практически в каждой чокурдахской семье есть лодка с мотором, которые используются для передвижения по просторам реки, уехать как здесь говорят "на участок". Лодка в своём роде заменяет автомобиль. Отдохнуть от поселковой суеты, порыбачить, по грибы, собирать ягоды. Это вид досуга, по аналогии как в мегаполисах выбраться на выходные за город на дачу. Кто-то этим и живёт, всё лето проводит на участке, занимаясь рыбным промыслом. На фотографии сегодняшний берег Индигирки. Удивите

Чокурдах это не только стратегически значимый авиационный узел, но и до сих пор действующая речная пристань. Ведь посёлок расположен на берегу полноводной Индигирки. У романтиков освоителей Севера были и такие идеи, дать имя посёлку "Индигирск", в честь реки.

Индигирка самая холодная в мире река.

Речная гавань тянется по береговой линии вдоль посёлка. В советское время Чокурдахский Речной порт обеспечивал снабжение трех районов: Аллайховского, Абыйского и Момского. Был и свой флот, сегодня мы его и рассмотрим.

Практически в каждой чокурдахской семье есть лодка с мотором, которые используются для передвижения по просторам реки, уехать как здесь говорят "на участок". Лодка в своём роде заменяет автомобиль. Отдохнуть от поселковой суеты, порыбачить, по грибы, собирать ягоды. Это вид досуга, по аналогии как в мегаполисах выбраться на выходные за город на дачу. Кто-то этим и живёт, всё лето проводит на участке, занимаясь рыбным промыслом.

Пришфартованые лодки с моторами
Пришфартованые лодки с моторами

На фотографии сегодняшний берег Индигирки. Удивительное дело, к корме лодок пристёгнуты японские моторы Yamaha, и их не воруют! В моём детстве ночью вскрыли наш балок, в котором хранились снасти, и без шума и пыли вынесли легендарный мотор Вихрь. Уголовный Розыск не сразу, но нашёл негодяев, как им удалось раскрыть преступление, я не совсем понимаю. Сыщики знали своё дело.

Навигация. Буксир тащит вверх баржу угля с бара.
Навигация. Буксир тащит вверх баржу угля с бара.

Основной речной флот Индигирского района водных путей стоит на Белой Горе, это соседний Абыйский район, я слышал такое мнение, что изначально корабельный док планировали разместить в Чокурдахе, на затоне Аяна. Но это всего лишь призрачные слухи.

Якорь
Якорь

Кое-какой водный транспорт сегодня остаётся на плаву, но техническое состояние некоторых судов вызывают смятение, по информации энтузиастов, интересующихся флотом, суда приписанные к Чокурдаху находятся в статусе распилен, покоится на р.Индигирка либо судьба неизвестна. Ушли речники-капитаны, и их корабли очень медленно, но верно ржавеют в зыбучих песках истории. Как в книге Остров сокровищ:

"И если я сейчас не выпью рому, я буду как бедный старый корабль, выкинутый на берег штормом".

Вот, и эти катера, теплоходы не выдержали бури перемен и неразберихи. Некому стало ухаживать за речной техникой. Хотя они достойно прошли 90-е, нулевые и даже в 2010-годах были в строю.

ПТР-8 Балкер

-4

Согласно ресурсу https://fleetphoto.ru:

ПТР-8 Балкер построен в 1980 году на Архангельском судоремонтно-судостроительном заводе СРП МРФ РСФСР, проект серии 926-А, приписан к речному порту Чокурдах.

РПТС-13

Согласно ресурсу https://fleetphoto.ru:

РПТС-13 построен в 1969 году на Тобольской ремонтно-эксплуатационной базе флота ИРП МРФ РСФСР, город Тобольск, проект серии 1365, приписан к речному порту Чокурдах.

РПТС-13
РПТС-13

РПТС-14 "Приёмо-транспортное судно"

РПТС-14
РПТС-14

Согласно ресурсу https://fleetphoto.ru:

РПТС-14 построен в 1969 году на Тобольской ремонтно-эксплуатационной базе флота ИРП МРФ РСФСР, город Тобольск, проект серии 1365, приписан к речному порту Чокурдах.

Катер-метчик
Катер-метчик

В точности катер на фото определить не удалось. Вроде бы он на ходу. Похож на проект ВКМ-3, Катер-метчик, используется для механизированной заброски невода, который после заброски притонялся или к берегу или на катер.

Арктика

Арктика
Арктика

И этот я тоже не смог определить, вроде тоже из серии ВКМ, по виду он в рабочем состоянии.

Увидеть некоторые корабли в августе 2024 года мне не выпал случай. Тогда возможно они ушли в рейс. Елонь, Ампер (Ураган), Живая Сталь вроде как исправны, а вот Касатка затонула во время весеннего ледохода, Стерх тоже ушёл на дно на одной безымянной протоке.

Данные фото кораблей по моей просьбе сделал мой отец в апреле 2025.

Ампер (Ураган)

Ампер
Ампер

Согласно ресурсу https://fleetphoto.ru:

Ампер (Ураган) построен в 1979 году на Сосновском судостроительном заводе, (предприятие п/я Г-4306) посёлок Сосновка, Кировской области, проект серии РН-376У, приписан к речному порту Чокурдах. Не эксплуатируется.

Елонь

Елонь
Елонь

Согласно ресурсу https://fleetphoto.ru:

Елонь построен в 1973 году на Улан-Удэнском судостроительно-ремонтном заводе, город Улан-Удэ, проект серии 1737, приписан к речному порту Чокурдах. На ходу.

Живая сталь

Живая сталь
Живая сталь

Согласно ресурсу https://fleetphoto.ru:

Живая сталь или ПТР-23 построен в 1982 году на ГП Балтийского судоремонтного завода (БСРЗ) МРХ СССР, город Таллин, проект серии 1655, приписан к речному порту Чокурдах. Не эксплуатируется.

Беркут

Беркут
Беркут

Согласно ресурсу https://fleetphoto.ru:

Беркут построен в 1976 году на Судостроительном заводе "Авангард" п/я Р-6618, город Петрозаводск, проект серии 1655, 456БИС, тип Колхозница приписан к речному порту Чокурдах.

Казарка

Казарка
Казарка

Каких-либо данных об этом корабле узнать не удалось. На сколько я знаю его привезли в Чокурдах в середине нулевых для работы на теперь ликвидированном предприятии "Сиянье Арктики".

Рыболовный бот Общины Аллайха

Рыболовный Бот
Рыболовный Бот

Судно проекта 7220Я, построено на Благовещенском судостроительном заводе в 2019 году. На ходу.

Видео как работает рыболовецкий бот https://dzen.ru/video/watch/68c2a604d1830f322e42808a

В советское время часть вышеназванных судов трудилась на Индигирском рыбзаводе. При СССР в Чокурдахе "живое серебро" добывалось сотнями тонн, без какого-либо ущерба для природы.

-17
-18

Судно Полярный на причале у рыбзаводского ледника.

В верхнем углу фотографии виднеется кран-балка
В верхнем углу фотографии виднеется кран-балка

Историю и проект этого судна мне установить не удалось. Как будто это тип Кижи, проект 16607, но не факт. Сухогруз использует Община Русское Устье.

Речные причалы были у каждого крупного предприятия: Передвижной механизированной колонны, Районной торговой конторы, Нефтебазы и других. Эти сооружения до сих пор существуют, но эксплуатируются не так масштабно.

Что будет дальше с брошенными судами, которые еще окончательно не сгинули? Перспективы безрадостные. А ведь если приложить руки, с соответствующим финансированием, пройти бюрократические лабиринты, то вполне возможно отремонтировать корабли и дать им вторую речную жизнь. В судоходной Якутии почти 95% речного флота это советское наследие.

На берегу заготовлена груда металлолома на утилизацию, это реализация федерального экологического проекта "Чистая Арктика" - металл с Северов бесплатно собирают и вывозят водой на переработку.

Металлом на берегу
Металлом на берегу

Никто не знает о дальнейшей судьбе этих брошенных кораблей, быть может их история закончится в жерле металлургических заводов, но было бы лучше если началась новая, на судоремонтных.

Ваши подписки, лайки и комментарии делают этот канал живым, и не позволяют ему уходить в теневой бан.

Спасибо.