Останки 155 человек были извлечены из огромной братской могилы, расположенной на монастырском кладбище одного из пригородов ирландского Дублина. Не то чтобы у нового покупателя земельного участка, ранее принадлежавшего церковному ордену «Сестёр милосердия», было дикое желание прерывать вечный сон усопших, но закон есть закон, а потому прежде, чем начать строительство на приобретённом участке, необходимо сначала провести эксгумацию всех людей, нашедших на нём своё последнее пристанище. Да и к тому же сама земля досталась новому владельцу практически даром – монахини потеряли много денег, решив поиграть на бирже, а потому сильно нуждались в компенсации своих внезапных издержек.
Когда все тела были извлечены, новый собственник заподозрил что-то неладное. Дело в том, что изначально монашки говорили о том, что в могильнике будет всего 133 человека. И всё бы ничего, да вот только перелистав свидетельства о смерти, стало понятно, что в указанном захоронении по документам должно лежать 75 человек, а кем являются оставшиеся 80 решительно непонятно. Монахини неловко поулыбались, сообщили властям о какой-то «нелепой бюрократической ошибке», кремировали все останки и спешно перезахоронили их в неизвестном месте. Да вот беда – всё произошедшее в том же 1993 году просочилось в СМИ, положив начало одному из крупнейших религиозных скандалов в современной истории. О нём и поговорим.
Но для начала давайте узнаем, с чего всё началось. Итак, в середине 18 столетия проблема женской проституции в Западных странах начала приобретать достаточно пугающие очертания. Несмотря на высокую религиозность населения, нравственное воспитание представителей всех классов общества оставляло желать лучшего. Матери-одиночки, жертвы сексуального насилия и просто свободолюбивые женщины зачастую даже не могли помыслить о другом способе заработка на кусок хлеба, кроме трудоустройства в публичном доме. И вот в один прекрасный день 1758 года трое протестантских торговцев, проживавших в Лондонском Уайтчепелле, решили, что хватит это терпеть и пора дать бой нравственному разложению общества. Фан факт – спустя 130 лет именно в Уайтчепелле будет орудовать самый известный маньяк в мировой истории и главный охотник на проституток, получивший прозвище Джек Потрошитель.
Так в чём же была суть выдвинутой инициативы? Да, собственно, в том, чтобы основать лечебницу-приют для «падших женщин», решивших встать на путь исправления. Созданному предприятию было решено дать имя Марии Магдалины, прочно ассоциирующейся в Западной религиозной традиции с искуплением своего неправедного образа жизни посредством тернистого пути к Богу (если я правильно понимаю, уж простите, в догматах различных вероучений не силён). Схема была надёжной, как швейцарские часы – девушка, решившая встать на путь исправления или попросту нуждающаяся в помощи, приходила в Приют Магдалины, где ей позволяли остаться столько, сколько ей нужно, чтобы прийти в себя и немного подлечиться, а также подыскать крышу над головой для своих детей, если таковые имелись.
Спустя время девушке предлагали изучить основы религии под руководством местных монахинь, а также обучиться базовым необходимым для женщины навыкам, таким как стирка, готовка и уборка (уважаемые феминистки, которые это прочитают, прошу не ругаться на автора и помнить, что речь идёт про середину 18 века). Если «падшая женщина» соглашалась, то она оставалась в Приюте, начиная свой тернистый путь к искуплению через изучение христианской религии и занятия физическим трудом, за которые им, пускай и немного, но даже платили. И вся эта схема так понравилась Церкви, что такие же Приюты стали открываться не только протестантами, но и католиками во всех уголках мира.
Великобритания (порядка 300 заведений), Ирландия (не меньше 40), США, Канада, Швеция, а к концу 19 века даже Австралия. Но все мы знаем, что благими намерениями выложена дорога в Ад.
Перенесёмся в страну кельтов и лепреконов, суровую и пасмурную Ирландию. Так уж вышло, что постепенно категория «падшие женщины» стала расширяться. Изначально в неё попадали только секс-работницы, но спустя время в неё включили ещё и девушек, пострадавших от сексуального насилия, преступниц, осужденных за лёгкие преступления и даже сирот, оставленных своими родителями. Прошло буквально 100 лет с момента образования первого Приюта Магдалины, а всё уже пошло наперекосяк.
Во-первых, пострадал принцип добровольности пребывания и выхода из общины – если раньше девушка могла в любое время уйти из Приюта, то теперь служители Церкви начали считать, что для «искупления грехов» и получения профессии прачки или кухарки воспитаннице нужно пробыть в заведении не меньше 3 лет. Во-вторых, теперь в Приюты начали ссылать заключенных из тюрем, пациенток психиатрических лечебниц, жертв сексуального насилия, беременных девочек-подростков, отвергнутых семьями, и просто слишком вольнолюбивых женщин. Прибывая в Приют, девушка лишалась имени и приобретала порядковый номер, если у «падшей» особы был ребёнок, то его отдавали в ближайший католический Приют, а практика платить своим воспитанницам хоть что-нибудь канула в небытие.
«Иногда искупление включало в себя различные принудительные меры. Среди них были: бритье голов, ношение институциональной униформы, диета на хлебе и воде, ограничение посещений, контроль за перепиской, одиночное заключение и даже порка», — писала историк Хелен Дж. Селф.
Да, девушку могли физически и морально унижать за малейшие провинности, а при попытке побега к поискам «блудниц» привлекали местных полицаев, которые услужливо возвращали пленниц обратно. В одной только Ирландии в стенах сих чудных богаделен побывало не меньше 300 тысяч женщин. Точное число Церковь раскрывать отказалась, а принудить их никто не может, ибо религиозная организация. Кстати, тем же самым аргументом прикрывается нынешний Президент «Рыжей страны». Видите ли, конечно же, закон о достойной оплате труда и нормированной продолжительности рабочего дня существует 150 лет, но «Приюты Магдалины» относятся к Церкви, а потому Государство не имело право их трогать. Короче, хотели создать религиозно-воспитательное учреждение, обучающее полезным жизненным навыкам, а получили концлагеря и рабский труд. Никогда такого не было и вот опять.
Самое любопытное, что Католическая Церковь создала целую сеть взаимосвязанных заведений. «Приюты Магдалины» стали частью куда более крупной системы контроля над беспризорными детьми и «падшими женщинами» Ирландии. Человек, зачастую не по своей воле, помещался в лагерь за «аморальное поведение» или по любой другой причине, а главной деталью было то, что одни и те же взаимосвязанные религиозные общины одновременно управляли Приютами, исправительными школами и прачечными. Таким образом, эти учреждения сами создавали себе кадры. То есть, сначала маленькая беспризорница попадает в католический Приют, где ей вдалбливают необходимость искупления грехов через рабский труд, после чего она подрастает и отправляется в «Прачечную Магдалины», где продолжает пахать на общину до самой смерти, принося ей деньги.
Постепенно с развитием науки и технологий влияние религии на общество сильно уменьшилось, а скандалы, связанные с Церковью, на Западе стали становиться повседневными и обыденными. Вот и упомянутый мной в самом начале прецедент положил начало крупному расследованию деятельности «Приютов Магдалины», последний из которых был закрыт, внимание, в 1996 году. Что же удалось нарыть в процессе поисков? Тут всё, как мы любим – смерти, сексуальное насилие, карательная психиатрия и связи с Правительством. Сейчас расскажу поподробнее.
Итак, в начале 40-х годов 20 века к тогдашнему министру обороны Ирландии пришли с интересным предложением – Церковь предлагала Армии и нескольким другим госучреждениям перейти от обслуживания в «коммерческих» прачечных к услугам «Прачечных Магдалины» на очень выгодных условиях. Естественно, пункт о «справедливой оплате труда» работницам прачечных должен был контролироваться Католической Церковью. По факту же они просто предложили самую низкую цену на рынке услуг, что было не особенно трудно, когда используешь рабскую силу. Вскоре клиентами «Приютов Магдалины» стали такие уважаемые конторы как Банк Ирландии, Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства, пивоварня Гиннесс и даже Резиденция Президента.
То есть понимаете, что происходило? Ирландские суды регулярно отправляли осуждённых за мелкие преступления и психически больных женщин в прачечные, а Правительство заключало с прачечными выгодные контракты, не настаивая на защите и справедливом отношении к их работницам. Прибавляем туда то, что я писал ранее про замкнутый круг работников в религиозных общинах, и получим историю о невообразимой низости человеческой природы. Если вы вспомните мою недавно статью про карательную психиатрию, то вместе со мной удивитесь тому, насколько популярно у жителей Британских островов было содержать людей в закрытых учреждениях без права покинуть оные до самой смерти.
К слову, первой попыткой поведать обществу о том, что творилось в «Приютах Магдалины», можно считать перформанс одной из их бывших воспитанниц — певицы Шинейд О’Коннор на SNL в октябре 1993 года. Девушка исполнила песню Боба Марли «Война», в конце которой разорвала перед камерой фотографию Папы Римского, призвав людей: «Бороться с реальным врагом». В интервью, которое О’Коннор дала через несколько недель после выступления, она сказала, что считает Католическую Церковь виновной в физическом, сексуальном и эмоциональном насилии, которому она подвергалась в детстве. Вскоре после этого, прошла масштабная кампания по «отмене» певицы. Якобы, она посягнула на святая святых.
Весьма иронично, что Шинейд была публично осуждена и Бернардом Лоу – католическим архиепископом, ушедшим в отставку в 2002 году из-за разразившегося скандала о сокрытии фактов сексуального насилия по отношению к детям со стороны католических священников. Да, я про то самое расследование, по результатам которого выяснилось, что порядка 0.2% от общего числа католических священников не брезгуют совершать акты сексуального насилия над детьми, о чём прекрасно знал Официальный Ватикан, предпочитая замалчивать происходящее. Вот так угробили артисту карьеру, а потом оказалось, что всё не так просто.
Во многом из-за этого самого скандала историю о «Приютах» так же не получилось замять, потому что в 2002 году вышел художественный фильм «Сёстры Магдалины», который очень понравится аудитории, а в 2009 году увидел свет документальный фильм «Забытые Мэгги», который только в прямом эфире по ТВ посмотрело не менее 360 тысяч человек, что весьма недурно для страны с населением в 5 миллионов.
Всё это привело к тому, что Правительство Ирландии не смогло замять историю, и в 2013 году премьер-министр Энда Кенни принёс официальные государственные извинения, учредив фонд помощи женщинам, пострадавшим от пребывания в «Приютах Магдалины» и назвав прачечные «позором нации».
«Я, как премьер-министр, от имени Государства, Правительства и наших граждан выражаю глубокое сожаление и безоговорочно приношу извинения всем этим женщинам за причинённую им боль и за то, что они подверглись насилию».
Угадаете с трёх раз как во всей этой ситуации повела себя Католическая Церковь? Так, в одном из данных интервью монахини, состоявшие в ордене Сестёр Милосердия, заявили: «За что нам извиняться?! Извиняться за то, что мы оказывали услугу? Мы оказывали бесплатную услугу стране, теперь весь позор эпохи сваливают на религиозные ордена, все грехи общества возлагают на нас».
Даже после того, как были опубликованы результаты расследования, религиозные организации «Сёстры милосердия» и «Сёстры Богоматери Милосердной Доброго Пастыря» отказались выполнять требования Ирландского Правительства, Комитета ООН по правам ребёнка и Комитета ООН против пыток о внесении взносов в компенсационный фонд для выживших жертв, примерно 600 из которых были ещё живы в марте 2014 года. Такие дела.
*Дисклеймер. Автор не преследует цели разжигать ненависть или вражду по признаку расы, пола, вероисповедания или каким бы то ни было другим признакам. Информация в статье носит ознакомительных характер, а все изложенные в ней факты вы можете найти в массе открытых источников с приложением любых необходимых доказательств. Каждый может верить во что и в кого угодно, а религиозные общины зачастую имеют крайне опосредованное отношения к любым догматам, которые декларируются их вероучением. В частности, всё вышеописанное никоим образом не характеризует Христианство, как религию – лишь некоторых её недостойных представителей.
Автор: Иван Корнев