Чуть восточнее Маньчжоули, где Китайско-Восточная железная дорога (проложенная Россией в 1897-1903 годах сквозь Китай) поравняется километров за 15 с огромным (5-е по величине в Китае, 90 на 30 километров) солоноватым озером Далайнор (оно же Хулунху - отсюда регион Хулун-Буир), стоит Чжалайнор - его тёзка с чуть исковерканным путейцами названием, посёлок в полсотни тысяч жителей.
Основная его станция - Чжалайнор-Западный (1992-94) с большим вокзалом, который легко представить на просторах бывшего СССР:
Вокруг - многоэтажки с обилием луковичных главок:
Уже в мае выжженные солнцем дворы, живо напомнившие мне что-то вроде Жезказгана или Учкудука:
Но всё-таки мы в глуши, на Крайнем Севере Китая, а потому даже эти шумные, облепленные торговлей улицы раскрываются прямо в степь. Утыканная ветряками гряда отделяет Чжалайнор от Маньчжоули:
Оставив её за спиной, от вокзала я пошёл пешком - 4 километра почти прямо. И буквально с каждым кварталом на восток дома делаются всё более облезлыми, торговля - всё более суматошной, воздух - всё более грязным и пыльным. Под конец ХХ века Партия отодвинула Чжалайнор подальше от того, с чего он начинался - угольных шахт.
Границей старой части, когда-то делившейся на Механический и Частный посёлки (названия намекают, чем тут занимались русские - шахтёров набирали больше из китайцев) выглядят деревянные корпуса базара:
Эту фразу, сказанную мне когда-то одним умным человеком, я повторяю в Хулун-Буире из текста в текст, потому что действительно нахожу её важной: "китайское экономическое чудо - это в первую очередь подвиг китайского шахтёра".
Мудрость реформ, честность политиков, ответственность богачей, трудолюбие жителей, строгость законов и обязательность их исполнения - всё это не скрепишь раствором и не положишь в печь. В Китае, как когда-то в Англии, топливом индустриализации стал уголь, и ныне обеспечивающий 62% производства электроэнергии (а на излёте Сяопиновским реформ - и вовсе ближе к 90%). Его добыча в условиях, не сильно изменившихся с тех лет, когда русский отходняк из голодной деревни приговаривал "Ах, шахта-шахта, ты могила..." и уповал на милость Доброго Шубина, в 1980-2000-х ежегодно уносила жизни 5-7 тысяч шахтёров. По-настоящему жуткие фотографии экологического бедствия от Лу Гуана, думаю, и вы ещё помните - в начале 2000-х они облетели весь мир.
Но эти мрачные шахты и чёрные шлейфы над невысокими трубами электростанций обеспечивали бурно растущую промышленность Китая энергией, то есть - местом для шага вперёд. В последнее десятилетие Партия наконец занялась безопасностью труда и экологией, но думается, больше потому, что нынешний китаец за плошку риса работать не станет, в шахту могильного типа не полезет и не захочет жить в канцерогенном городке: гуманизация промышленности делается тут не во имя идеалов, а во имя развития.
Нынешний Китай добывает больше половины угля на планете, - 4,3 миллиарда тонн год, - а миллиард из них даёт Автономный район Внутренняя Монголия. Превосходя по этому показателю любую страну: Индию и Индонезию - немного, США, Россию или Австралию - вдвое, а например Казахстан или Польшу - в 10 раз. Эти места (а также Шаньси и Шэньси) соотносятся с мегаполисам вроде Шанхая или Шэньчжэня так: там делают деньги, а здесь - то, на чём их делают. На просторах Хулун-Буира огромные новые шахты и ТЭС стоят миражами в степи, а я теперь шёл туда, где это всё начиналось.
В 1901 году инженер Николай Бронников из геологоразведочной партии Эдуарда Анерта нашёл близ Чжалайнора буроугольную копь, а в 1902-04 годах КВЖД построила на ней Первую шахту. В 1910-м к добыче был допущен и частный капитал во главе с домом белорусских евреев Скидельских - в Харбине ещё стоят два их особняка, под Муданьцзяном слышал про основанную ими в 1920-х Мулинскую шахту, а главным их детищем и вовсе стал Артём - шахтёрский город-спутник Владивостока.
Всего по обе стороны путей в Чжалайноре разрабатывалось три копи - исходная Копь Бронникова, Находка и Мутный Проток. К последнему я и направлялся: вскоре после деревянного рынка начинаются приземистые дома (на фото справа), чем-то неуловимым хорошо знакомые по Кузбассу или Дoнбaccу. Основная часть посёлка зажата между КВЖД, угольным разрезом и его подъездным путём поперёк улицы. "Ворота" переезда на главной улице сомкнулись у меня за спиной:
За воротами - пыль и сажа в воздухе, далёкий техногенный шум, тревожная пустота улиц. Это не просто окраина, а окраина, давно уже покинутая большинством жителей:
От главной улицы расходятся закоулочки без асфальта, облепленные приземистыми фанзами. На месте многих - уже пустыри:
Однако китайскому краеведению здесь известны 26 русских зданий и 64 японских. Ну как японских? Ломать сложившуюся на КВЖД систему руководство Маньчжоу-го не спешило, а потому у шахты по-прежнему жили русские, китайцы и монголы.
Это даже интереснее - дореволюционных рабочих посёлков и в России множество, а вот как выглядел капиталистический посёлок при шахте в ту эпоху, когда в СССР строились соцгорода?
Да честно сказать - неважно выглядел, от посёлков капиталистического Дoнбaccа уйдя недалеко.
Среди приземистых домов затесался квартал пятиэтажек, а рядом с ними - что-то явное промышленное, какая-нибудь мельница или электростанция:
Закоулки на другой стороне от главной улицы выходят на обрыв:
Под которым, на по-китайски заботливо окопанных террасах, у поселковых жителей сады:
Болотце внизу - это и есть Мутный проток, его старое, но не единственное русло. Ведь в одну сторону отсюда - огромный Далайнор в низких скучных берегах, в другую за те же 15 километров - река Хайлар, у хребта поворачивающая под прямым углом и становящаяся Аргунью. Далайнор - озеро как бы бессточное, однако впадает в него Керулен, небольшая в общем речка (расход 54 м³/с), текущая 1254 километра из глубин Монголии.
И вот иногда, в особо сырые годы озеро переливается через край Мутным протоком, фактически - временным устьем Керулена, впадающего несколько недель в Аргунь. В такие моменты и речная система Амура растягивается до 5065 километров - длиннее в России только Обь с Иртышом. Вот только - не было таких моментов с 1958 года: Мутный проток регулярно топил шахты, и за это был перекрыт. Болотце под обрывом - немногое, что от него осталось:
За бывшей речкой никто не живёт - лишь пустыри, какие-то свалки, выжженная земля, над которой вьётся пыль и высятся здания действующей шахты:
К ней примыкает угольный разрез размером примерно 4,5 на 1,5 километра и метров 200 глубиной. Я долго ходил вдоль заборов по его краям, вглядываясь в провалы: дело в том, что ещё не так давно, уже в эпоху вики-статей и качественных фото, по этому разрезу сновали самые что ни на есть паровозы!
Ещё одно следствие доступности угля - вплоть до конца ХХ века Китай оставался страной паровозов, ещё в 1980-х водивших поезда даже в Пекин. Да что там - последний в мире паровозостроительный завод в Датуне (сердце шахтёрской Шаньси) ввели в строй в 1984 году и ещё 11 лет он работал по изначальному назначению (теперь электровозы строит). Последний магистральный паровоз был выпущен в Китае в 1988-м, а последний маневровый - в 1999-м.
Последней магистралью, которую обслуживали они, была до 2005 года Цзинпэнская железная дорога (Цзинтун - Тунляо) в общем-то не так уж далеко отсюда - во Внутренней Монголии чуть южнее. Однако даже в начале 2010-х, уже лидируя в мире по длине высокоскоростных магистралей, Китай лидировал и по числу действующих паровозов - пара сотен машин, которые работали на добыче угля и этим же углём топились. Так что теоретически и у меня был шанс снять этот вид с дымками паровозов. Здесь их списали около 10 лет назад, а то ли в апреле 2022-го, то ли январе 2024-го года в Синьцзяне на шахте Сандаолин прекратили работу последние нетуристические паровозы Китая...
Когда-то в Чжалайноре действовало две русских церкви - при станции и при копях. Это, кажется, станционная Ильинская (1934), которую отстроили взамен сгоревшей в 1929-м во время войны за КВЖД. Конечно же, она не сохранилась:
А вот станционный посёлок ещё виден с трассы, и за главную в нём осталась котельная времён Маньчжоу-го:
Трасса и КВЖД со стороны Хайлара входят в Чжалайнор меж двух шахт - слева знакомый нам Мутный Проток:
Справа - начатая в 1908 году Находка. Вернее, это их старые названия, а какими иероглифами обозначают их теперь китайцы - не стану даже вникать.
Большая часть Чжалайнора лежит за КВЖД, а потому по трассе пролетаешь его как-то незаметно. Вот уже мы отмотали назад весь пройденный мной путь и поравнялись с Чжалайнором-Западным. У выезда на Маньчжоули - то ли Дворец Пионеров, то ли ДК Шахтёров:
И даже памятники около него кажутся такими понятными: