".. Вот так учишься-учишься 9 лет, а тут бац, и надо определяться, куда дальше?
В колледж? Да ну... Это ехать в другой город, жить в общежитии, пока я не готова. А может в 10-11 класс в школу, а там же профили... А мне интересна математика и биология. Ну ещё химия и литература. А ещё я люблю языки... Нет такого профиля, чтобы хотя бы математика с биологией углубленно? И смысл идти в школу? "
Да, примерно такие мысли бродят в голове моего старшего подростка, который заканчивает в этом году 9 класс.
Я рассказываю дочке, что психологи рекомендуют профессию выбирать на стыке "хочу", "могу" и "надо". То есть выбрать:
- что востребованно и нужно обществу,
- что самому человеку интересно,
- к чему у него есть способности.
Это идеал. Но с "могу" в нетворческих профессия ещё можно как-то работать - развиваться, обучаться и нарабатывать нужные ЗУН. А вот " хочу" и "надо" похоже, должны быть опредляющими критериями выбора профессии.
Но это психологи, а из своего опыта я вижу, что если в детстве и юности есть что-то человека увлекающее, и он это делает своей профессией - то часто добивается успеха в выбранной области.
Когда я начинала этот проект под названием "Семейное обучение", у меня были розовые очки: у деточек много свободы, выбора, они попробуют третье-десятое и к годам шестнадцати уже поймут, куда их тянет и чем хотели бы заниматься ближайшие 10-15 лет.
Свобода и выбор есть, но из моих троих старших детей только средний проявляет способности и устойчивый интерес к определённой области.
Пока дочь планирует выучиться на клинического психолога и работать в связке с психиатром, помогая людям с дефектами личности.. Не знаю, может это юношеский романтизм?
До класса 8 она хотела связать свою жизнь с химией, работать в лаборатории, но с направлением так и не определилась.
До 6 класса думала заниматься селекцией, выводить новые сорта растений.
Что было раньше - уже не помню.
Но каждое её увлечение длилось примерно два года с глубоким погружением в тему, активным изучением биологии, химии, сейчас психологии. Но потом дочь переключалась на другое.
А вот то, что у неё получается практически на профессиональном уровне уже сейчас, и занимается она этим года три плотно - это сценический грим, художественный и объёмный, реалистичный. Показывала недавно, как училась делать ожог с помощью латекса (пластический грим) - выглядит жутко, и не поймёшь, что это не настоящее повреждение кожи. Но профессией мастерство грима делать не хочет.
Наверное, клинический психолог - неплохая профессия. Но учиться 6 лет, да ещё и в медвузе...
Стараюсь свои сомнения держать при себе, а летом планирую отправить дочь к профориентологу.
Расскажите, как ваши дети или вы сами определились с выбором профессии в школьные годы?
Как всегда - искренняя благодарность за лайки, подписки и комментарии!