Как вы думаете, чем может заниматься компания, которая всего за год принесла своей стране около 2,3 миллиарда долларов налогов, помогла увеличить экспорт до 7%, существенно подняла ВВП, обогнала люксовый концерн Louis Vuitton по рыночной стоимости и сделала свой благотворительный фонд одним из крупнейших в мире, опередив даже Фонд Гейтсов? Возможно, речь идет о нефтегазовом гиганте? Или высокотехнологичном лидере? Нет, все куда интереснее. Это датская фармацевтическая компания Novo Nordisk — производитель суперпопулярного лекарства Ozempic.
Лекарственный препарат Ozempic (действующее вещество семаглутид) показан для применения у взрослых пациентов с сахарным диабетом 2 типа на фоне диеты и физических упражнений. Но из-за своих выявленных свойств подавлять аппетит и влиять на снижение веса Оземпик стал своего рода символом современной гонки за идеальное тело. Соцсети буквально взрываются от историй его использования, от простых потребителей до мировых звезд — по слухам, Ким Кардашьян похудела благодаря ему на 8 кг за месяц, чтобы надеть платье Мерилин Монро, Вупи Келли Кларксон снизила свой вес вдвое, а Илон Маск подтвердил, что использовал Оземпик для контроля физической формы.
В России, как и в большинстве стран, Ozempic выписывается только по медицинским показаниям и продается строго по рецепту из-за возможных тяжелых побочных эффектов. Цена в аптеках, в зависимости от дозировки и объема картриджа, доходит до 20 200₽ за 3-4 инъекции.
Но для многих желающих «легко похудеть» высокая стоимость — вовсе не преграда. Сейчас Ozempic дефицит, найти его в аптеках не просто, но сотни тысяч запросов по поиску препарата в интернете подтверждают, что люди готовы на многое, чтобы достать «чудо-препарат».
Популярность Оземпика, к сожалению, породила не только повышенный спрос, но и определенные риски для потребителей. Где высокий интерес, там, как правило, появляются и те, кто пытается на этом спекулировать, действуя порой в рамках недобросовестной конкуренции. В результате в «серой зоне» рынка возникают продукты, которые, используя схожие названия и визуальное оформление, намеренно создают ассоциацию с оригинальным лекарством.
Сергей Зеленец, президент Ассоциации организаций экспертизы качества лекарственных средств и иной продукции
На фоне всеобщей «оземпикомании», когда даже мировые звезды прибегают к помощи этого препарата, появление пищевых добавок, пытающихся «оседлать волну» популярности «серыми» способами, совершенно неудивительно. Такие препараты названием или же оформлением упаковки явно намекают на связь с нашумевшим лекарством.
На онлайн-площадках, в частности, на OZON, в разделе «Комплексные пищевые добавки» появилась продукция российского производителя ООО «Амбрелла» Turbo Ozempic, препарат, который выпускается в капсулах, отпускается без рецепта и позиционируется как средство для «активного жиросжигания» и «блокирования аппетита».
Свободная продажа Turbo Ozempic на маркетплейсе без рецепта и по цене, существенно уступающей лекарственному препарату Ozempic, вызвала правомерные вопросы о законности этого продукта. Для получения объективной оценки специалистами Ассоциации организаций экспертизы качества лекарственных средств и иной продукции было проведено экспертное исследование о соответствии продукции Turbo Ozempic обязательным требованиям и легальности присутствия препарата на потребительском рынке.
Первое и самое очевидное выявленное нарушение — это игра с названием. "Turbo Ozempic" — это явная попытка паразитировать на успехе и репутации известного лекарственного препарата Ozempic®. Это не просто совпадение или «креативный» маркетинговый ход. Это введение потребителя в заблуждение и создание ложной ассоциации с оригинальным продуктом. Согласно ТР ТС 022/2011, наименование пищевой продукции должно позволять однозначно идентифицировать товар и отличать его от других. В данном случае, название не только не выполняет эту функцию, но и намеренно дезориентирует покупателя.
Сергей Зеленец, президент Ассоциации организаций экспертизы качества лекарственных средств и иной продукции
Упаковка Turbo Ozempic — это первое, на что обратили внимание эксперты. Как по названию, так и по шрифту и цветовой гамме препарат создает ложную ассоциацию с лекарством Ozempic®, которое производится компанией Novo Nordisk. Между тем как согласно ГК РФ товары и упаковки, имеющие обозначения, сходные до степени смешения, признаются контрафактными.
Упаковка, или же маркировка, — это не просто коробка с названием, это юридически значимый документ, гарантирующий покупателю достоверность информации о продукте. С первого взгляда должно быть понятно, что находится внутри: лекарственный препарат, биологически активная добавка или пищевой консервант. Эта информация должна быть четко и ясно указана на упаковке, а не требовать дополнительных поисков.
В сопроводительной документации Turbo Ozempic продукт позиционируется как «пищевая добавка на основе растительных компонентов». Однако эксперты Ассоциации организаций экспертизы качества лекарственных средств и иной продукции, тщательно изучив состав Turbo Ozempic, указанный в инструкции, пришли к однозначному выводу — перед нами биологически активная добавка к пище.
Turbo Ozempic — БАД-нелегал
В чем разница между «пищевой добавкой» и БАД, неужели это действительно существенно? Ответ однозначный — да, и еще как. Пищевые добавки предназначены для улучшения технологических свойств продукта, например, цвета, вкуса или консистенции, и воздействуют, скорее, на сам продукт, нежели на организм человека напрямую (консерванты, красители, усилители вкуса и так далее). В то время как БАДы — это источники биологически активных веществ, которые оказывают воздействие на физиологические функции организма и восполняют дефицит питательных веществ.
Пищевые добавки и БАДы проходят совершенно разные процедуры оценки соответствия, регистрации и контроля. Это принципиально важный момент, который часто упускается из виду.
Пищевые добавки регулируются Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
БАДы регулируются Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», в части требований к специализированной пищевой продукции, Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и подлежат обязательной государственной регистрации в Роспотребнадзоре.
Между пищевыми добавками и биологически активными добавками разница не только в том, для чего они предназначены. Самое важное различие — в уровне контроля. Поскольку биодобавки оказывают непосредственное влияние на организм человека, БАДы проходят более строгую проверку, их характеристики безопасности и качества подтверждаются СГР. Именно поэтому попытка выдать БАД за обычную пищевую добавку, как это, судя по всему, произошло в случае с Turbo Ozempic, является серьезным нарушением. Отсутствие СГР у БАДа означает, что продукт находится в обороте незаконно.
Антон Талызенков, вице-президент Ассоциации организаций экспертизы качества лекарственных средств и иной продукции
Но на этом сюрпризы, которые приготовил нам производитель "Turbo Ozempic", не заканчиваются. Несмотря на сходство в названии с известным лекарством, состав этих двух продуктов отличается кардинально.
Вместо семаглутида, действующего вещества оригинального Ozempic, в Turbo Ozempic мы видим букет из различных компонентов — комплекс солей бета-гидроксибутирата (ВНВ), МСТ (среднецепочечные триглицериды), экстракт померанца (синефрин), экстракт гуараны, кофеин и другие. Однако в нарушение ТР ТС 022/201 на упаковке и в инструкции отсутствует информация о количестве каждого из этих веществ, а также процент от суточной нормы потребления.
Информация о количестве биологически активных веществ и % от рекомендуемого уровня суточного потребления является обязательной для БАДов. Это необходимо для того, чтобы потребитель мог контролировать потребление этих веществ и избежать передозировки.
А что, если содержание какого-либо компонента в "Turbo Ozempic" превышает допустимые нормы? Последствия могут быть самыми непредсказуемыми, особенно для людей с хроническими заболеваниями. Например, синефрин, который входит в состав добавки и является стимулятором, структурно схожим с эфедрином, может спровоцировать повышение АД, тахикардию, а в тяжелых случаях — нарушения сердечного ритма, инфаркт миокарда или инсульт, особенно в тандеме с кофеином, который также присутствует в Турбо Оземпик.
При этом производитель обещает «максимально безопасный процесс похудения без побочных эффектов», что, мягко говоря, вызывает сомнения. Отсутствие информации о количестве действующих веществ не позволяют оценить реальную безопасность "Turbo Ozempic" для здоровья.
Несмотря на то, что некоторые растительные компоненты, входящие в состав Turbo Ozempic, могут оказывать определенное влияние на процессы, связанные с контролем аппетита или метаболизмом, громкие заявления производителя о «замедлении выработки гормона “голода” грелина» и «регулировании соотношения концентрации гормонов жировой ткани» ничем не обоснованы. Для подтверждения подобного воздействия требуются серьезные клинические исследования, которые для добавок, в частности, для Turbo Ozempic, не проводились.
Сергей Зеленец, президент Ассоциации организаций экспертизы качества лекарственных средств и иной продукции
Обещания из описания препарата о том, что Турбо Оземпик «интенсивно уменьшает объем жировой ткани» или «ведет к значительному снижению веса» формируют у потребителей завышенные ожидания и нарушают сразу несколько пунктов Федерального закона «О рекламе» — производитель уверяет в достижении результатов, которые невозможно подтвердить. В отличие от датского лекарства Ozempic, реальная эффективность которого доказана множеством клинических испытаний.
Вдобавок, использование в названии слова "Ozempic" создает прямую ассоциацию с суперпопулярным и действенным лекарственным препаратом. Это тоже нарушение закона о рекламе, запрещающего недобросовестную конкуренцию и использование чужой репутации для продвижения своего товара. Ведь большинство покупателей Turbo Ozempic абсолютно уверены в том, что они покупают тот же препарат Ozempic, только другой формы выпуска, в капсулах. Об этом можно с уверенностью судить по отзывам (орфография сохранена):
«Капсул надолго хватит. Да и на много удобней, чем уколы делать, а вдруг сделаю что то не так»
«Наконец-то можно купить без рецепта!! Мне в прошлом году прописывали иньекции, результат был, но сейчас надо еще попробовать пропить»
Такие заблуждения среди покупателей неудивительны: название, дизайн упаковки и обещания Турбо Оземпик делают свое дело. Люди, желающие сбросить лишний вес, искренне уверены в том, что они покупают знаменитый бренд и, соответственно, ждут такого же аналогичного эффекта. Но вместо ожидаемого результата — минуса на весах — могут получить неприятное осознание собственной ошибки, причем за немалые деньги.
Но, как мы выяснили, дело не только в напрасных надеждах. В конце концов, растительные компоненты в Turbo Ozempic могут оказывать определенное, пусть и не столь выраженное, как у оригинального лекарства, влияние на процессы, связанные с контролем веса. Но отсутствие у добавки СГР означает, что никто не гарантирует покупателю ни соответствие состава заявленному, ни отсутствие вредных примесей, ни соблюдение норм производства. А это значит, что, принимая Турбо Оземпик, человек действует на свой страх и риск, подвергая свое здоровье потенциальной опасности.
Экспертное заключение Ассоциации организаций экспертизы качества лекарственных средств вполне однозначно: продукция Turbo Ozempic не соответствует требованиям ряда технических регламентов и законов РФ и не может находится на потребительском рынке.
Хотите обсудить эту статью с экспертами и другими читателями? Ссылка на пост по данной статье, где вы можете задать вопросы по статье или оставить свои комментарии.
Поддерживайте нашу работу подпиской на наши соцсети и лайками, присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу, где вы найдете свежие новости проекта, последние результаты проверок, а также разбор и обсуждение их с экспертами, делитесь информацией о проекте «Не рискуй. Проверь!» с вашими друзьями и близкими, ведь мы трудимся для того, чтобы вы были уверены в качестве добавки, которую покупаете.
Проект «Не рискуй. Проверь!» не занимается рекламой или продажей БАДов. Упомянутые в статье препараты приведены исключительно в качестве примеров и не являются рекомендацией к их приобретению.
Источник:
#бады #ozempic #turboozempic