Все описанные события и персонажи вымышлены. Любые сходства с реальными событиями случайны.
Выйдя на веранду ресторана, держа в руке тонкую папку, Грегори прошел к столу, за которым Андрей потягивал утренний кофе. Положив документы, американец присел.
— Извини, что не отдал раньше, как обещал. Ознакомься, об этом надо рассказать, чтобы узнали в мире. Все материалы проверены, мы лично общались со свидетелями и журналистом The Washington Post Чарльзом Краузе, который был с конгрессменом Райаном до последней минуты. Он единственный журналист, который уже на следующий день после случившегося был в «Храме народов». Вернувшись в Вашингтон, он опубликовал сенсационную статью об убийстве конгрессмена и о трагедии, связав их в единое целое. Только не спрашивай, как это удалось сделать Бену Бредли, главному редактору The Washington Post, — ведь ЦРУ приложило все усилия, чтобы в прессе появились только короткие заметки о произошедшем и, главное, без каких-либо подробностей. Но если Бредли решился на публикацию, значит, у него есть поддержка в самых высоких кабинетах Вашингтона. Двадцать второго ноября по дороге в редакцию неизвестный стрелял в Краузе… Журналист остался жив, но пуля попала в бедро — теперь нога очень плохо работает. Уже в декабре семьдесят восьмого из печати вышла книга Краузе The Guyana Massacre: The Eyewitness Account («Резня в Гайане: взгляд очевидца»).
— У тебя есть эта книга? — Андрей, доставая сигареты, закурил.
— Привезу тебе в подарок с автографом автора, — улыбнулся Грегори. — Ознакомишься с материалом — подумай, как с ним быть. The New York Times отказалось размещать мою статью, сославшись, что некто Джефф Гуинн пишет книгу о событиях в Гайане. Навел справки — этот писака называет себя исследователем, никогда не был в Джонстауне. О чем он может написать? Ответ известен: выполнит заказ и очернит Джонса и всю коммуну.
— В папке есть какие-нибудь документы или только ваше расследование?
— Обижаешь. Есть даже бумаги из Конгресса — ведь на Гайане был убит конгрессмен, они просто обязаны были провести расследование. Кстати, его завершили в марте этого года, выводы прочтешь сам.
— Свою статью в папку вложил?
— А смысл? — грустно улыбнулся Грегори.
— Ты прекрасно знаешь, что материал можно разместить под вымышленным именем, что даже в моей редакции знать не будут, кто истинный автор. А гонорар переведут на обезличенный счет, только его предварительно необходимо открыть где-нибудь в Панаме — там банкиры не задают лишних вопросов.
— Статью передам… Если сочтешь нужным дополнить, буду рад. Главное, чтобы правду о событиях в Джонстауне узнали в мире.
— Как бы Ольге материалы переправить? — Андрей потер бороду. — Думаю, русские легко разместят этот материал в своих газетах, издаваемых за рубежом, кстати, включая Штаты.
— Тогда наших координат в статье точно не должно быть, — засмеялся Грегори. — Иначе нас обвинят в связях с коммунистами. На нас и так уже косо смотрят из-за материалов о Никарагуа.
— Если Оле все объяснить, то она сделает все красиво. Никто не догадается, откуда ноги растут.
— Ты так веришь этой русской?
— А разве у нас есть повод не верить ей? — Андрей удивленно посмотрел на Грегори.
— Сейчас принесу статью, и дуй в номер, пересними всё, что есть в папке. Пленку не проявляя, отдай Мари — она ведь Ольгу однозначно увидит в Москве. И напиши записку Ольге с некоторыми пояснениями о нас… — Грегори поднялся.
— Мари так же надо передать материалы, — задумчиво произнёс Андрей. — Думаю, французы вцепятся в сенсационный материал, тем более отношение стран не на самом лучшем уровне.
— Согласен, — кивнул Грегори. — Сделай две фотокопии материалов.
Американец вышел с веранды. Андрей закурил и заказал ещё чашку кофе. Открыв папку, всмотрелся в бумаги.
«В начале октября тысяча девятьсот семьдесят восьмого года организация «Храм народов» через своего адвоката Марка Лейна объявила, что в течение девяноста дней предъявит многомиллионный иск государственным органам США, в том числе ЦРУ, ФБР, Министерству почт и другим ведомствам, по обвинению их в подрывной деятельности против «Храма народов». Этот иск, несомненно, поставил бы правительство и «разведывательное сообщество» США в крайне сложное положение. Конгрессмен Лео Райан получил в Джонстауне информацию, которая развенчивала наветы на «Храм народов» и свидетельствовала в пользу этой организации. Сопровождавшие Райана журналисты, фотографы и телеоператоры задокументировали всё увиденное в коммуне. «Храм народов» и его руководство были кровно заинтересованы в том, чтобы все эти материалы дошли до конгресса и широкой общественности Соединённых Штатов. Специальные службы, ведшие травлю «Храма народов», хотели добиться обратного. Кому была выгодна смерть Райана? Конечно же, не Джонсу и не членам «Храма народов». Райана убили те, кто дезинформировал американцев о жизни коммуны в Джонстауне».
Андрей пригубил кофе из чашки, поставленной официантом, и продолжил читать:
«Лео Райан, журналисты и несколько членов «Храма народов», пожелавших вернуться в США, покинули Джонстаун около семнадцати часов по местному времени. В последний момент к отъезжавшим примкнул Ларри Лейтон, как выяснилось впоследствии, агент ЦРУ. За четыре часа до этого, в тринадцать часов, из Джорджтауна вылетел самолёт гайанской авиакомпании «Оттер», арендованный неизвестными американцами якобы для туристического осмотра Порт-Кайтума. Этот самолёт прилетел в Порт-Кайтума в четырнадцать часов. По свидетельству очевидцев, с самолёта сошли двадцать американцев (молодых мужчин), которые отправились осматривать окрестности. Ни один гайанский самолёт не перевозил эту группу обратно в Джорджтаун. Часть этих людей участвовала в нападении на Лео Райана и представителей прессы в Порт-Кайтума. Журналисты в упор фотографировали и снимали на видеоплёнку нападавших. Но ни конгресс, ни ФБР не смогли назвать имена этих убийц. Не смогли опознать стрелявших и те члены общины, которые пожелали вернуться в США и находились в тот момент в Порт-Кайтума. А ведь жители Джонстауна знали друг друга в лицо и без колебаний могли опознать любого члена коммуны».
Законченные произведения (Журналист в процессе, но с опережением) вы можете читать на площадках Boosty (100 рублей в месяц) и Author Today. Желающие угостить автора кофе могут воспользоваться кнопкой «Поддержать», размещённой внизу каждой статьи справа.