Найти в Дзене

Заикание: взгляд на проблему с позиции школьных трудностей.

Заикание – это сложный речевой дефект, который влияет не только на способность человека говорить плавно, но и на его эмоциональное состояние, самооценку и социальную жизнь. В прошлом заикание часто рассматривали как просто нарушение темпа и плавности речи, но современные исследования показывают, что это гораздо более сложная проблема.

Разные подходы к пониманию заикания:

* Логофобия: Некоторые исследователи (Д. Г. Неткачев, С. С. Ляпидевский, М. Зееман, Ф. Н. Досужков) выделяют степень страха перед речью – логофобию – как важный фактор в развитии заикания.

* "Внешние" и "внутренние" стороны: М. Зееман предлагает разделять заикание на "внешние" проявления (нарушение темпа и плавности речи) и "внутренние" (наследственное предрасположение).

Новая перспектива:

В данной статье мы хотим представить новый подход к изучению речи заикающихся детей. Этот подход сосредоточен на том, что речь имеет две основные функции: функцию мышления и функцию общения.

* Функция мышления: И. П. Павлов отмечал, что слова "представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление".

* Функция общения: Речь позволяет нам общаться с другими людьми, делиться мыслями, знаниями, эмоциями и влиять на них.

Заикание и нарушение коммуникативной функции:

Р. Е. Левина подчеркивает, что при заикании нарушается именно коммуникативная функция речи, в то время как функция мышления остается сохранной. Однако, современные исследования показывают, что заикание может влиять и на когнитивные процессы, в том числе на мышление и память.

Особенности речи заикающихся детей:

* Замедленное формулирование мыслей: Детям с заиканием сложно быстро и четко сформулировать свои мысли.

* Трудности с поиском слов: Они могут затрудняться в поиске нужных слов, синонимов, антонимов.

* Нарушение последовательности речи: Дети могут перескакивать с одной мысли на другую, повторять фразы, уточнять детали.

* Трудности с обобщениями: Им сложно сделать вывод или обобщение, даже в простых ситуациях.

Важно помнить:

Заикание – это сложная проблема, которая требует комплексного подхода. Важно обратиться к специалисту для диагностики и коррекции. Существуют разные методы помощи, и правильный выбор зависит от особенностей каждого ребенка.

Современные исследования показывают, что ранняя диагностика и коррекция могут значительно улучшить прогноз развития ребенка с заиканием. Важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам и создавать поддерживающую атмосферу для ребенка.