Автор: Ирина Ака
В марте мы читали и обсуждали серию романов самого загадочного автора ХХI века Элены Ферранте «Неаполитанский квартет», вышедшую в 2011-2014гг.:
- «Моя гениальная подруга»
- «История нового имени»
- «Те, кто уходит, и те кто остаётся»
- «История о пропавшем ребёнке»
Несмотря на то, что тетралогия стала очень популярной (была переведена на 52 языка и продана в количестве более 18 млн. экземпляров), а сама писательница, по версии журнала Time, вошла в список ста самых влиятельных людей планеты, до сих пор так и неизвестно, кто скрывается за псевдонимом Элена Ферранте.
Это мужчина, женщина или успешный коллективный проект итальянского издательства Edizioni e/o? – На встрече мы попытались ответить на этот вопрос, но быстро отступили. При этом отметили, что тактика, когда личность писателя полностью остаётся в тени, имеет свои плоды – каждая новая книга, написанная от первого лица, воспринимается как часть биографии самого автора.
Сага рассказывает о жизни двух девочек – Лену (Элены) и Лилы (Рафаэллы).
Одна из участниц нашего разговора обратила внимание на удивительное созвучие этих имён с ипостасями Луны — Селены и Лилит, как женского начала, а фамилии братьев Соларо, напрямую отсылающей к солнцу (Solar - солнечный), дают ассоциацию на мужское начало. Такой взгляд заинтересовал меня необычайно и после встречи, ухватившись за эту точку зрения, как за путеводную нить, я начала раскручивать клубок символики «Неаполитанского квартета».
И чем дальше я рассматривала эти филигранно выписанные дополнительные смыслы, тем ярче и выпуклее становились герои, подсвеченные новыми прочтениями.
В первую очередь я обратилась к интернету, чтобы узнать, кто такая Лилит? – оказалось, что она упоминается в Талмуде как первая жена Адама! Непокорная, свободная, равная в своём совершенстве, Лилит не смогла смириться с подчинённой ролью, когда Адам стал настаивать на своём первенстве, и ушла. Бог не стал ей мешать. Господь создал из ребра первого мужчины Еву. Адам ощущал свою целостность с созданной из его плоти новой женой. И все же не мог выбрать, и разрывался между Лилит и Евой. Не напоминают ли эти метания Нино Сарраторе?
Давайте продолжим это эзотерическое (греческий «эзо» - внутри, скрыто и «терос» - учение) расследование. Там же, в Талмуде, Лилит также называют тёмной демоницей, убивающей младенцев. И опять, разве нет этому подтверждения во второй книге, когда Лилу начинают обвинять, что она «убивает младенцев у себя в утробе»? Вряд ли это совпадение.
Но вернёмся к астрономии и взглянем на эти же имена с другого ракурса. Чёрная Луна (Лилит) – самая дальняя от Земли точка лунной орбиты – апогей – в астрологии символизирует ту тёмную часть в человеке, которую психологами принято называть «тенью». Чёрная Луна вскрывает наши страхи и заблуждения. По положению этой точки в той или иной части индивидуального гороскопа можно отследить в каких вопросах человек особенно подвержен страстям и неурядицам.
А вот Белая Луна (Селена) – самая близкая точка к Земле – перигей – иллюстрирует, скорее, духовную потенцию индивидуума и его высшее предназначение. И мы видим по тексту, как на Лилу оказывает влияние именно Чёрная Луна и она под давлением внутренних страхов выбирает не то, что ей хочется на самом деле: работу в мастерской, замужество, работу на фабрике и т.д., а Элена, будто обласканная энергиями Белой Луны, на первое место как раз ставит учёбу, знания и поиск смыслов. Они обе своими выборами словно иллюстрируют энергии лунных ипостасей.
Неслучайны тут и мужские фигуры братьев Соларо. Их тоже двое, как и главных героинь, будто в подтверждение восточного символа «инь-янь», где нет преобладания ни мужского, ни женского, а есть вечно перетекающая из одного в другое вселенская гармония. Но братья Соларо, как и изначальный предок всего человечества Адам, не хотят отказываться от первенства мужского, не хотят признавать равную важность обоих начал. И так же, как при солнечном затмении маленькая Луна может затмить огромное Солнце, так и в «Неаполитанском квартете» мы видим как постепенно солнечный блеск их успеха начинает меркнуть просто от соседства с Лилой.
Идею, что при написании саги изначально закладывались глубинные, скрытые смыслы, подтверждает и сама структура повествования, состоящая из четырёх книг. Как четыре времени года – весна, лето, осень, зима, – создают замкнутый круг, так же они рифмуются с законченным циклом человеческой жизни: детство, молодость (становление), зрелость и старость.
И эта мысль находит яркое подтверждение в тексте, когда Лила, как зерна в почву весной, кидает кукол (ипостаси главных героинь) в подвал, олицетворяющий чернозём их детского подсознательного. И первым ростком – результатом вызова собственным глубинным страхам – становится купленная на деньги ужасного дона Акилле книга Луизы Мей Олкотт «Маленькие женщины», которая как раз и учит искать и не предавать себя. Интересна и фигура Дона Акилле, которая одновременно вызывает ассоциации с Ахиллом и его ахиллесовой пятой и с английским словом «kill» (убийство). История с ним, будто день весеннего равноденствия, после которого светлая часть суток начинает прибывать, знаменует в жизни девочек тот переломный момент, когда они впервые нарушают беспрекословное следование установкам взрослых и принимают первое в жизни самостоятельное решение: не поддаваться страху, который и делает человека уязвимым, убить его в себе. Символично, что вскоре и Дона Акилле находят мертвым.
Свадьба Лилы в конце книги «Моя гениальная подруга» олицетворяет переход от детства-весны к молодости-лету, когда человеческое тело стремится к своему максимальному расцвету. А роман «Те, кто уходит, и те, кто остаётся», подобно осени, показывает зрелые годы обеих героинь, когда начинают проявляться плоды тех поступков, что были посеяны в детстве и юности. Ну а события «Истории о пропавшем ребёнке» логично завершают рассказ о подругах периодом старости-зимы, когда уже ничего не исправишь. Это время – итог жизни, своеобразный суд, выносящий приговор. И, будто и вправду наступила зима, и все следы скрыли сугробы, мы так ничего и не узнаем о пропаже ребёнка Лилы. А братья Соларо, как зимнее солнце, именно в этой книге полностью теряют свою силу и погибают.
И когда получается увидеть эту тонкую символическую вязь, возникает мысль, что вся тетралогия — это очень долгая и подробная притча о женщине, в которой говориться, что любой отказ от части себя (физической ли, как это сделала Лену, или духовной – как Лила) всегда ведёт к потерям. И только полное принятие себя даёт женщине ощущение своей целостности. Как Луна, которая включает в себя и освещённую и оборотную(теневую) части. Об этом же и символическое исчезновение Лилы – ей больше не нужна Элена, как олицетворение её светлой стороны. Элене тоже уже не нужна помощь – подсознание наконец-то становится её союзником. И символ необратимости этих слияний мы видим в заключительных строках тетралогии: Элена находит кукол – к ней возвращается целостность.
Пожалуйста, не забывайте поставить лайк👍 и прокомментировать 🥰🙏
Вам не трудно, а для меня это вдохновение писать дальше.
Спасибо 🥰🙏🫶
Благодарю вас от всего сердца за поддержку 🥰🙏 Ваши комментарии и оценки помогают развитию Канала.
🔔 Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые интересные статьи и рассказы!
🌸🌸🌸Рада вам 🌸🌸🌸🫶
Больше публикаций о книгах и работе ЛитКлуба по ссылке 👇