Найти в Дзене
Евгений Орлов

Остров Надежды.

Иногда разрозненные воспоминания не ложатся в событийную канву рассказа о конкретной личности, хотя сам персонаж вырисовывается в памяти отчётливо ясно. “Как живой” — вертится на языке расхожий языковой штамп в подобном случае… Сложить в рассказ не слагаемое, стало быть, выдался случай… Был 1986 год. Половина лекции по не профильному для будущих штурманов предмету “Теоретические основы электротехники” проходила весьма живо, посвящённая знакомству преподавателя с аудиторией. Из автобиографичного рассказа лектора курсанты узнали, что преподаватель и сам закончил судоводительский факультет, работал штурманом в траловом флоте. Затем заочно закончил Политех и, получив специальность инженера по автоматике, стал заниматься автоматизацией производственных процессов судовых энергетических установок. Доцент увлёк аудиторию рассказом о своих исследованиях, связанных с работой пелагических тралов в придонных режимах промысла и методах автоматизации управления орудием лова. Его рассказ как бы предл

Иногда разрозненные воспоминания не ложатся в событийную канву рассказа о конкретной личности, хотя сам персонаж вырисовывается в памяти отчётливо ясно. “Как живой” — вертится на языке расхожий языковой штамп в подобном случае… Сложить в рассказ не слагаемое, стало быть, выдался случай…

Каценельсон Наум Владимирович.
Каценельсон Наум Владимирович.

Был 1986 год. Половина лекции по не профильному для будущих штурманов предмету “Теоретические основы электротехники” проходила весьма живо, посвящённая знакомству преподавателя с аудиторией. Из автобиографичного рассказа лектора курсанты узнали, что преподаватель и сам закончил судоводительский факультет, работал штурманом в траловом флоте. Затем заочно закончил Политех и, получив специальность инженера по автоматике, стал заниматься автоматизацией производственных процессов судовых энергетических установок. Доцент увлёк аудиторию рассказом о своих исследованиях, связанных с работой пелагических тралов в придонных режимах промысла и методах автоматизации управления орудием лова. Его рассказ как бы предлагал пример практического применения изобретений в электротехнике к нуждам промыслового судовождения, стыковки, которая не всегда зрелась очевидной присутствующим на лекции курсантам.

Заинтересованная слушать аудитория ждала продолжения, но второй час лектор посвятил теме, продиктованной учебным планом: векторным диаграммам токов и напряжений. И курсанты отреагировали прямолинейно: не скрывая, занялись своими делами. Кто-то читал книжку, кто-то сражался в морской бой, кто-то придавил щекой конспект, намереваясь поспать. В самом деле, зачем штурману векторные диаграммы? Лекции эти не по специальности читались один раз в неделю, так что забываешь, о чём там говорили на прошлой. Да и предмет совсем не тривиальный…

— Что это вы, молодой человек, тетрадку захлопнули и повернулись в пол оборота к доске? — обратился преподаватель к отроку, расслабившемуся за партой на первом ряду.
— А я не понимаю электротехнику, вчистую! — признался не без бравады курсант.
— Вот и слушайте!
— Ну, не понимаю! Не могу осмыслить, не выстраиваются Ваши слова в речь! С бухты-барахты назначили нам этот электромеханический предмет, без связи с курсом наших судоводительских дисциплин! — эмоционально реагировал судовод третьекурсник. А для преподавателя ситуация выдалась не из лёгких, не дай бог испытать любому — сродни тому, как стучаться в закрытую дверь.
— Выходите к доске, сейчас вместе разберёмся! — предложил компромисс лектор.
— Ну нет! Я и не скрываю, что не понимаю. Может быть, Вы вызовете отличника?
— А кто у вас отличник? Выходите к доске, все вместе будем разбираться!

Под хохот аудитории, подначиваемый товарищами, откуда-то выступил другой курсант, прошёл к доске. Улыбаясь и не представляя ещё сложности задачи, в неведомой, как для остальных так и для него области электротехники. Мистер Простоватая недогадливость собственной персоной, как нередкий спутник хорошей успеваемости.

— Допустим, задача, — принялся излагать преподаватель. — Определим величину входного напряжения в схеме с последовательно включенными катушкой и сопротивлением, — изобразил мелом электрическую цепь.
Улыбка покинула лицо отличника, градус веселья аудитории наоборот возвысился, предвосхищая умору вместо скучной лекции.
— Измерены напряжения на активном сопротивлении, на зажимах катушки, а также угол “Фи” между напряжением катушки и током. — продолжил препод, усугубляя печаль курсанта, стоящего у доски. — Результаты измерений: 100 вольт, 120 вольт и “Фи” 65 градусов.
— Фи 65 градусов???
Ни одной мысли к решению задачи у липового (как оказалось) отличника не возникало.
— Смелее! Постройте вектор силы тока, — предложил преподаватель.
“Норд-ист-ист” — представил картушку компаса курсант и обозначил мелом на доске соответствующий шестьдесят пятому градусу румб.
— Нет, сотрите! — удручённо прогремел преподаватель. — Условно… вдоль оси икс…
— Думай, как “паяльник”! — радостно неиствовала аудитория. — Без разницы курс, куда плыть!
Под смех однокашников бедолага ретировался на своё место, оставив бесплодной затею построить векторы напряжений…

И вот уже пятикурсники, май 1988 года, учёба практически позади, что там на шестом — дипломный проект, разве.

— Парни, на телевидении хотите сниматься?! Топайте в областную библиотеку, там выставка картин у нашего профессора! Телевизионщики хотят снять сюжет: типа, преподаватель учит своих курсантов не только премудростям электротехники, но… прекрасному и высокому, в дополнение к инженерной дисциплине.

Бушлат на плечо — тяжёлые и неуклюжие шинели отставить — май на дворе! Отправились в приподнятом настроении на встречу с искусством. Тщеславные мысли в головах приятелей блеснуть на голубых экранах тоже присутствовали.

— Здравствуйте, Наум Владимирович! А Вы нам ТОЭ читали! — простодушно выпалил курсант, ужасно гордый тем фактом, что это их преподаватель публично экспонирует коллекцию собственных картин. Как само собой разумеющееся, будничное, но блистательное; а они с товарищем якобы имеют к событию непосредственное отношение.
— Здравствуйте, ребята! — радушно ответил художник, облачённый в морскую форму с капитанскими нашивками на рукавах кителя, и добавил ещё нечто позитивное, что ему дескать выпадала большая удача преподавать у таких усердных к учёбе студентов.

Кстати, он тоже испытывал определённую гордость от первой своей персональной выставки картин. (Ранее он выставлял свои работы, но так чтоб персонально — в первый раз… Хотя парни этого не знали, по-молодости воспринимая любую новеллу для себя, как рутину для остальных.)

Корреспондент, лучше всех знающая кому что следует делать, взяла бразды правления в свои руки.

— Встаньте здесь! Нет, поближе к картинам! Против света не жмуримся! Обсуждаем полотна! Говорим об искусстве!

“Остров Надежды” прочитали курсанты название одной из картин. Само собой, они выбрали из многообразия сухопутных пейзажей и натюрмортов единственный сюжет на морскую тему.

Свинцово-холодное море, хмурые, неприветливые скалы, тяжёлое, нависшее над ними небо. Золотая кайма солнечного света, обрамляющая тучи, лишь усиливала напряжённость, создавала ощущение тревоги. И какими трогательно-беззащитными выглядели на этом фоне два небольших рыбацких судёнышка. Эти морские странники укрылись в бухте от непогоды. Устремлённые к благодатному берегу, выписанному здесь же в сочном многокрасии сказочного острова, весьма контрастно к серым мотивам океанских вод.

— Почему “Остров Надежды”? Скорее, “Остров Отдохновения”! — воскликнули курсанты. — Залитые солнцем, заросшие богатой зеленью луга и долины! После трудностей долгого плавания по суровым морям…, — юные, они по-своему, с восторженным энтузиазмом восприняли маринистику, выплёскивающуюся с холста.
— Может и так, — отвечал мастер. — А вы не упускаете из виду момент неопределённости, неустроенности, который сопутствует всякому бродяге в чужом краю?
— А почему два кораблика? Корабли не ходят парами. Вы могли бы нарисовать один, но побольше. Большой автономный траулер здорово бы здесь смотрелся! — Молодые ценители искусства со знанием дела подошли к разбору живописи.
— Представьте себе, друзья, ведь это аллегория, передача отвлечённой идеи с помощью наглядного образа. Стали бы вы искать счастье на чужбине в одиночку?

Курсанты переглянулись, озадаченные софистической риторикой автора, невольно вспомнили ситуацию сложного усвоения материала, возникшую когда-то на лекции по Теоретическим основам электротехники.

Однако теперь уже журналист, энергичная Татьяна Медведовская, заправляла беседой и задавала правильные вопросы:

(— Судя по вашим работам, вы любите писать среднерусские пейзажи? Не оттого ли, что мы здесь, на Севере в какой-то мере обделены красотой?
— Отнюдь, нисколько не обделены! Надо уметь видеть, уметь вглядываться! Море, пальмы и песок — это слишком банальное представление о красоте. Красота — в повседневности, и человек, который видит праздник будней, живёт счастливо.
— География ваших пейзажей очень широка: Поволжье, Дон, Карелия, Прибалтика, Кавказ, Нечерноземье… Путешествия — это тоже ваше увлечение
— Да, люблю поездить, посмотреть новые места. Как-то даже сплавлялся на плотах, на лодках по рекам. И, конечно, всегда со мной этюдник, чтобы потом увиденное мною могли увидеть и другие. А вообще, если говорить об увлечениях… Зимним плаванием с женой увлеклись, “моржуемся”. Люблю читать. Музыку — классическую особенно, из современных Петрова, Никитиных. Ну, и живопись, конечно, — как зритель.
— Как вы относитесь к современному искусству? Справедливо ли мнение, что авангардистские тенденции — это, наверное, касается и музыки, и литературы, и театра — сделали его недоступным для понимания большинства публики?
— Почему-то многие считают, что критерием совершенства произведения является его близость к классическим образцам. А наши советские художники, мол, то скучные, то наоборот, чересчур заумные, непонятные. Это ошибочная точка зрения. Существует, скажем, Лев Толстой, вершина литературы. Но изменилось время, изменились язык, стилистика. И когда появился Маяковский, скажем, он тоже вызывал раздражение, непонимание, оттого что искал в жизни и использовал новые выразительные средства. Так и в живописи. Невозможно сейчас писать так, как писали передвижники. Это естественно… Искусство постоянно развивается, и у нас много по настоящему больших художников, интересных, своеобразных, в том числе и среди мурманских мастеров. Николай Михайлович Морозов, к примеру, Анатолий Александрович Сергиенко, Владимир Борисович Чернов… Да многие!
— В чём же причина такой нашей эстетической необразованности, как вам кажется?
— Самая главная причина — душевная лень. Хотим, чтобы всё давалось легко, в том числе и удовольствие. Разумеется, песенка с примитивным мотивчиком и элементарным текстом воспринимается легче, чем серьёзная вещь, требующая раздумий, душевной работы. Телевидение и радио, на мой взгляд, зачастую, стараясь удовлетворить невзыскательные интересы, вносят свою лепту в воспитание у народа безвкусицы и этой самой душевной лени. А душа обязана трудится. Не мною сказано, но полностью под этим подпишусь.)

***
Дорогой читатель, никто так и не увидел по телевизору встречу восторженных курсантов со своим преподавателем. Или может быть, мы что-то пропустили в сетке областного телевидения Мурманска? Хотя была публикация данного интервью в “Рыбном Мурмане”, но в сокращённом варианте, без несуразных вопросов курсантов, да и вообще, без их нелепых фигур в кадре. (Продукт честного труда журналиста поместим в скобки.)

И ещё. По прошествии лет, уже работая штурманом, один из них от кого-то узнал, что их преподаватель эмигрировал на цветущий остров своей Надежды, остров, омываемый с одного берега водами Атлантики, с другого — Тихим океаном. “Многогранный человек!” — подумал штурман, вспомнил холст с морской импровизацией мастера, увиденный когда-то на вернисаже в областной библиотеке, наконец уловил метафору скрытую в образах на картине.

08 апреля 2025 года.