Прошло почти полгода с момента релиза «Аноры», которая оказалась бомбой, взорвавшей соцсети и сообщество кинокритиков. Сейчас пыль информационного шума улеглась, и можно обсудить, а что, собственно, это было? И что можно сказать про сам фильм? И почему мнения о нем не сходятся.
Великий фильм. Критики
Восхищение критиков, 5 Оскаров, Пальмовая ветвь, Премия BAFTA. Перед нами шедевр, который чуть-чуть не дотянул до «Титаника», но наравне с такими фильмами, как «Гладиатор» и «Пролетая над гнездом кукушки».
Я предлагаю не спорить с уважаемыми профессионалами. Целых 69 топ-критиков считают, что это шедевр. Пусть так. Скорее всего, они увидели столь возвышенное кино и обомлели от счастья, кто-то, наверное, даже плакал, настолько шедевральный шедевр им завезли. Возможно, за этим восторгом стоят маленькие чемоданчики с хрустящими бумажками, но бог им судья, если это так.
Хороший фильм. Мир
Ладно, чёрт с ними, с критиками, что о фильме думает международная общественность? Если верить IMDb, это хорошее кино, целых 7,5 баллов из 10 при почти 175 тысячах оценок.
Можно выделить 3 группы комментаторов об этом фильме.
Первые увидели в «Аноре» историю Золушки и Красотки в реалиях 2024 года. Для них — это социальный комментарий о неравенстве, проблемах гендерного притеснения женщин, а также эмигрантская история.
Вторые — это те, кому на фильм абсолютно плевать, их интересует именно шумиха, которая поднялась вокруг. Их посыл: меня бесят те, кому «Анора» нравится, так что ловите 1 балл, а другие занимают ровно противоположную позицию и ставят 10 на зло тем, кто не увидел шедевра. Брать в расчет такую позицию как минимум глупо, но на общую оценку такие крикуны, конечно же, влияют.
Третьи — это те, кто увидел драму среднего качества, не очень понял шумиху и поставил оценки от 5 до 8. По ощущениям, это самая большая группа.
Если суммировать, для усредненного международного зрителя «Анора» — это средненькая драма, а количество оценок говорит о том, что особого интереса она не вызвала, для мира «Анора» точно не событие года и не шедевр кинематографа. Та же «Субстанция» собрала в два раза больше оценок и просмотров.
Никакой фильм. Постсоветское пространство
А вот в России и СНГ фильм «Анора» — это событие! Больше миллиона оценок только на «Кинопоиске». Таким цифрам могут позавидовать почти все фильмы, выходящие в прокат на русском языке. Но, как видим по среднему баллу, количество не переросло в качество, средняя оценка 6,5 баллов: не фонтан, но и не мусор.
Причин такой популярности несколько:
- В американском фильме играют русские актеры, более того, их хвалят и номинируют на престижные премии;
- Тема русских (и армян) — одна из основных в фильме;
- В России «Анора» вышла в официальный цифровой прокат, что достаточное редкое явление по текущим временам. Фильм получил дополнительное рекламное продвижение от отечественных стриминг-платформ.
Российские критики остались под впечатлением.
Хайп вокруг Юрия Борисова и дубляж
Хочется отдельно обсудить хайп, который развернулся вокруг актера Юрия Борисова и его роли Игоря. В международной прессе и среди критиков его очень хвалят. Даже сам Железный человек отметил его в прямом эфире на премии «Оскар».
Многие отечественные зрители не очень поняли, а за что столько внимания? Я, признаться, изначально был в их числе. Что такого оскароносного в игре Юры?
Пытаясь разобраться, я наткнулся на неожиданный ответ: мы и западный зритель смотрели разное кино. Проблема в русском дубляже, который загубил диалоги, подачу и харизму персонажей.
Возможно, кто-то не в курсе, но в оригинале в фильме все русские (и армяне) ВНЕЗАПНО говорят на русском. Но в угоду цензуре или еще чего-то русский в дубляже переозвучен. Да, сами актеры переозвучивали свои же реплики, только контекст и подача были изменены.
Влияет ли это на просмотр? Однозначно да. Сюжет и мотивация героев стала очень хромать. Отсюда, возможно, и разница в оценках у нас и за рубежом. Нам не дали оценить игру актеров в полной мере.
По-хорошему, стоит пересмотреть фильм в оригинале, но лично для меня это не та картина, которую я хотел бы смотреть дважды.
Анора. Приключение эмигрантов в США
Ну что же, делая скидку на наш дубляж, попробуем обсудить сам фильм.
Сюжет картины прост. Это «Красотка» (1990) с Джулией Робертс, только без хэппи-энда. Сынок богатеньких родителей зависает в США, сорит деньгами и встречает Анору.
Почему именно Анору? Как оказывается, она единственная, кто из танцовщиц говорит по-русски. Тоска у него по родине, поговорить на русском не с кем. А тут и красавица, и речи сладкие льёт, да еще и на родном ему языке. На фоне этого у них завязываются отношения, которые подкрепляются твердой валютой (Анора вам не комсомолка, за идею не пашет).
Дальше свадьба в Вегасе, шок русских родителей от такого расклада, бегство новоиспеченного жениха, его поиски и насильственный развод под контролем матери.
Вокруг этого и крутится вся драма и комедия фильма. Ничего великого в этом сюжете нет, подобных фильмов и книг навалом.
Персонажи творят дичь, но в целом реалистичны и имеют мотивацию. Иван — типичный избалованный сынок (но в оригинале не такой сказочный идиот, как в русской версии дубляжа). У него всё есть, но ему скучно, богатая жизнь уже приелась, вот он и находит себе в подружки простачку, которая говорит на русском и рассказывает, какой он классный. А он сам и не против в это верить. Правда, хозяин жизни он ровно до момента, пока не пришла мамка и не надавала по гузну.
Анора — танцовщица, но по факту проститутка, которая поверила, что она, как Джулия Робертс, ухватила удачу за хвост и нашла решение своих проблем. Но просчиталась и связалась с мамкиным пирожочком. Наивно, глупо? Да. Но настолько ли такая ситуация нереальна? По факту она как персонаж попадает в большую передрягу и вынуждена пройти через унижение.
Игорь — самый искренний персонаж. Он единственный, кто реально сочувствует Аноре и указывает Ивану и его семейке на их скотское поведение. Да, он бандит, но не отморозок. По сути, случайный человек. Задача которого — не обострять ситуацию. Благодаря игре Юрия и самой роли он вызывает наибольшее количество положительных отзывов, что неудивительно.
Родители Ивана — да, жесткие, да, высокомерные. Какой бы сынок ни был «молодец», они за него горой. Они не положительные персонажи, но не злодеи точно. Никаких карикатурных русских я тут не увидел. Да, акцент на русскости может немного резать, но замени семью на испанскую, мексиканскую или китайскую — эффект будет такой же, просто обидятся представители другой нации.
Персонажи-армяне генерируют большой пул шуток и разных ситуаций, ведут себя не как законопослушные граждане.
В целом, про персонажей можно сказать одно: вы таких можете встретить и на улице, и в более-менее цивильных общественных местах. Это проблема фильма, для большинства зрителей сострадать или с интересом следить не за кем. Мы не проникаемся к Аноре, она сама источник своих проблем. Иван — дурачок, мало ли таких вокруг. Бандиты не такие уж и бандиты, никакого риска или опасности для других персонажей они не несли, так что и драме взяться неоткуда.
Большинству тех, кому понравился фильм, очень зашёл финал, в котором, по сути, мы впервые и видим хоть какие-то искренние человеческие чувства. Но финал ли это пятикратно оскароносной картины? По мне, нет.
Заключение
Для меня фильм «Анора» — это рядовая драма с элементами комедии. Ничего великого и возвышенного в ней нет. Но и мусором не назовешь.
Намного интереснее самого фильма был весь тот хайп, что творился вокруг, за этим забавно наблюдать, особенно как критики с пеной у рта восхваляют кино.
Стоит порадоваться, что русские актеры не варятся в котле нашего кинопрома. Надеюсь, что им предоставится сыграть более качественные роли, которые мы с радостью оценим.
Если же убрать из фильма «русский» вопрос, то для российского зрителя этот фильм не был бы интересен. И посмотрело бы его тысяч десять, а не миллион.
Такая вот она, «Анора», фильм, о котором все забудут.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!