В рамках нашего тура мы выезжали за пределы Пхеньяна и увидели не только красивейшие горы, но и одним глазком взглянули на сельскую местность.
Сельское хозяйство в КНДР
Только 17% территории страны пригодны для пашни, всё остальное - это горы. Поэтому здесь обработан каждый более-менее ровный клочок земли, что сразу бросается в глаза ещё с самолёта.
Жизнь в корейской деревне чрезвычайно тяжёлая. Этого туристам, разумеется, не покажут, но мы старались разглядеть хоть что-то из окна автобуса.
Ниже мои наблюдения:
- Очень мало пасущегося домашнего скота. Коровы попадались на глаза пару-тройку раз, а так в основном небольшие стада коз и овец.
- Никакой сельхозтехники и машин: землю возделывают вручную. Я увидела маленькие трактора ровно 2 раза за всю поездку. Спросила гида, почему не используют сельхозтехнику, и получила на удивление честный ответ: "У нас не хватает топлива".
- Урожай обрабатывают и уносят с полей тоже вручную.
- Там, где мы проезжали, выращивали в основном рис и кукурузу.
- Зерно сушат прямо возле дороги.
- Большинство деревенских домиков выглядят ветхими, но такое сплошь и рядом можно встретить и у нас.
- Женщины стирают бельё прямо в реке.
- Жители сельской местности заметно худее, чем пхеньянцы.
Чем заняться в северокорейских горах?
По пути в Кэсон мы остановились в горах Чонбан, чтобы насладиться природой и видом на красивый водопад, а также немного похайкать и устроить пикник с корейским барбекю.
Заселили нас в отель Чонбансан, где отдыхает северокорейская элита. Там есть всё: бассейн, спа-зона с саунами, бильярд, кинотеатр, много залов для проведения мероприятий, магазин сувениров и т.д. А если встать на рассвете и походить по территории отеля, то можно устроить себе шикарный бёрдвотчинг, ведь птиц в горах великое множество. К сожалению, я узнала об этом слишком поздно.
Утром нас ждал хайкинг по живописным местам, водопад Пакён (один из самых знаменитых в КНДР) и корейское барбекю на свежем воздухе из баранины и утки.
Кэсон 개성
После гор мы отправились в Кэсон - самый южный город КНДР. Он гораздо меньше Пхеньяна с его 4 млн жителей: здесь проживает всего лишь 300 тысяч. Это приграничный город, и до пандемии туристов возили на границу с Южной Кореей, но из-за ухудшения отношений между странами туда больше не пускают. Очень жаль.
Архитектура Кэсона сильно отличается от пхеньянской. Если в столице здания в основном современные, и даже есть несколько небоскрёбов, то здесь сохранилось много традиционных корейских домиков с черепичной крышей. В одном из них нам довелось переночевать.
Люди в Кэсоне суровы и неулыбчивы: никто не махал нашему автобусу, наоборот, на белых чужаков смотрели с недоверием. Одеты все однообразно в тёмные цвета.
Машин на дорогах почти нет - все передвигаются на велосипедах или на общественном транспорте. Гид сказала, что велосипеды у них стоят в среднем от $50 до $200. Есть, конечно, дорогие варианты за $1000 и выше, но такое может позволить себе разве что элита.
Фольклорный отель в Кэсоне
Ещё в Пхеньяне гид спросила у нашей группы: "Где бы вы хотели переночевать в Кэсоне: в обычном отеле или фольклорном? Только учтите, что в фольклорном придётся спать на полу". Разумеется, мы выбрали второй вариант.
У меня уже был опыт проживания в ханоке, традиционном корейском доме, в Южной Корее. Это похоже на японский рёкан, только у корейцев пол с подогревом (система ондоль 온돌), и он деревянный, а не с татами.
Номера небольшие, в каждом есть туалет и душ. На полах для нас расстелили футоны и положили подушки, набитые рисовой шелухой. Сначала это казалось непривычным, но в итоге я спала как убитая.
На ужине за отдельную плату мы заказали самгетанг (삽계탕), летний суп из молодой курочки с местным женьшенем, которым славится Кэсон. Полирнули курочку женьшеневой водкой 인삼술, купленной за несколько часов до этого на плантации. Напиток богов, да еще и по $1 за бутылку! Пока сюда не ломанулся массовый турист, КНДР остаётся one dollar country, когда дело касается сувениров и напитков.
Музей подарков и горы Мёхян
Мы отправились на север страны покорять горы Мёхян, но перед этим нас привезли в Музей подарков вождям, где по знаменитой северокорейской традиции снимать запрещено. Вдоволь насмотревшись на произведения искусства, вазы, медвежьи шкуры, крокодилов с рюмками и другие прикольные штуки, мы даже не подозревали, что в одном из залов внезапно окажется целый самолёт! Я по-всякому пыталась выудить из экскурсовода информацию о том, как такую махину умудрились привезти в горы, но на всё был один ответ: "Благодаря стараниям и трудолюбию корейского народа".
Дальше нас ждали 2 часа свободы в горах. На этот раз товарищ майор повёл группу вперёд, а я, как обычно, сильно отстала, потому что снимала каждый камень, дерево и водопад. Девушки в голове группы метнулись вперёд, вконец ушатав нашего товарища майора, который молил не гнать так быстро. Но это было бесполезно: русские, почувствовав вкус свободы, скрылись в тумане, оставив беднягу чиллить в беседке. Ну а медлительные туристы тоже в накладе не остались: оказавшись без присмотра нянек, мы от счастья и накрывающих эмоций устроили ор выше гор, распугав всех птиц и животных.
Другие статьи о Северной Корее
Хотите попасть в параллельную реальность? Тогда вам в Северную Корею!
Что мы увидели и съели в Пхеньяне
Люксовый пляжный курорт в Северной Корее. Эксклюзивный репортаж!