Накануне случилась достаточно памятная дата в истории морских войн. Ровно 80 лет назад американские торпедоносцы и бомбардировщики отправили на дно красу и гордость императорского флота, самый большой из построенных до Второй мировой войны боевых линкоров - "Ямато". Это был поистине гигантский корабль для тех лет, почти в полтора раза превосходивший по водоизмещению американские линкоры класса "Айова". В начале 1934 года, после рассмотрения сразу нескольких глобальных корабельных программ и более двух десятков вариантов флагманского линкора, японское Морское министерство остановилось на проекте "A-140-F5". Для небольшой и сравнительно бедной Японии это был замах уровня космической программы. Пришлось не только выкладывать во многом неподъемные для страны средства, но и перекраивать практически всю судостроительную индустрию. Первенец серии, тот самый "Ямато", был заложен в сухом доке Куре, в ноябре 1937 года. Военные корабли тогда строили заметно быстрее, чем сейчас , и уже к декабрю 1941, когда на суше шла грандиозная Московская битва, японцы приняли корабль на службу, но ещё долго достраивали и даже слегка перестраивали из-за новых реалий морской войны.
В силу различных обстоятельств, "Ямато" достаточно долго не принимал участия в настоящем деле и даже был поврежден торпедной атакой американской подводной лодки в ходе весьма заурядной миссии. В итоге, свой первый настоящий бой линкор принял лишь в ходе битвы за Филиппины, да и то, без особого блеска. Время огромных артиллерийских лоханок явно уходило. В октябре 1944 года Императорский флот получил мощный удар, потеряв систершип "Ямато", однотипный линкор "Мусаси", и это сделало японских адмиралов ещё более осторожными. В ходе колоссального сражения за залив Лейт (самой крупной морской битвы в истории) "Ямато", наконец, совершил первое попадание в американский корабль, но японцы в итоге так и не достигли целей, хотя общая диспозиция к этому явно располагала. Именно тогда про "Ямато" впервые начали говорить, что, цитата : На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор "Ямато".
В январе 1945 года корабль встал на очередную модернизацию и лишь в апреле смог снова выйти в море. Тогда-то и случился последний поход "Ямато", в сопровождении лёгкого крейсера и 8 эсминцев, вошедший в историю как "Операция Тэн-Го". По сути, это был акт коллективного самопожертвования, дабы не дать американцам высадиться на Окинаве. Боевая задача у "Ямато" отдавала мистикой и фатализмом. Он должен был выброситься на мель, и сдерживать натиск превосходящих сил США до тех пор, пока не будет уничтожен. Линкор отправился в последнюю самоубийственную миссию без авиационного прикрытия, о его о каждом его шаге было известно тихоокеанскому командованию ВМС США, его отслеживали американские субмарины и гидросамолёты от первой до последней минуты. Днём 7 апреля 1945 года с палуб авианосной группировки под командой вице-адмирала Марка А. Митчера в воздух поднялись более 200 ударных самолётов, включая бомбардировщики и торпедоносцы. Несколькими страшными волнами они обрушились на гигантский японский корабль, со всех сторон жаля его своим оружием.
Более двух часов линкор подвергался яростным атакам американской авиации. В первые же полчаса боя он был поражен десятком торпед, а во второй волне против него начали применять многочисленные 250 кг бомбы. Через несколько часов гигант затонул после взрыва погреба основной башни, утянув за собой адмирала Ито и большую часть своих матросов. До сих пор "Ямато"лежит на глубине более 300 метров между островом Кюсю и островами Рюкю. Вместе с ним были утоплены один крейсер и три эсминца. Спасти удалось лишь 269 человек. 3063 члена экипажа погибли. Американцы в итоге потерями 58 самолётов, что казалось вполне приемлемой ценой за уничтожение такого мастодонта.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Поддержите автора, если есть такая возможность. Кнопка поддержки чуть ниже справа.