Найти в Дзене

Дамы начала XX века вынужденно прихрамывали и ходили мелкими шажками. Все из-за модной тогда модели юбки (сегодня о ней никто и не вспомнит)

Оглавление

Мода - вещь капризная и переменчивая. Особенно в годы, когда все человечество вынужденно жить на фоне исторических событий.

Как раз таковыми принято считать первые пару десятилетий XX века во Франции. Именно тогда женщины, наконец, избавились от жестких и неудобных корсетов.

Но как следует выдохнуть и снова вдохнуть у француженок не получилось. Пока им освобождали диафрагму, один именитый парижский дизайнер сковал дамам ноги. Всему виной - так называемая «хромая» юбка. О ней сегодня и пойдет речь.

Но сначала скажу пару слов о ее создателе - ну уж очень колоритный товарищ!

Именно так выглядела «хромая» юбка
Именно так выглядела «хромая» юбка

Создатель «хромой» юбки - кто он?

Самое обидное наказание для любого талантливого человека - это забвение. К сожалению, именно эта участь постигла создателя «хромой» юбки в последние годы жизни. Речь о парижском модельере конца XIX - начала XX веков Поле Пуаре.

А начиналось все очень красиво. Наш герой был сыном торговца тканями. С ранних лет он проявлял интерес к моде и пошиву одежды. Будучи подмастерьем в зонтичной лавке, он умудрялся из остатков ткани смастерить миниатюрные платья для кукол.

Свою карьеру модельера Пуаре начал с работы на Жака Дусе.

Последний - известный французский коллекционер и модельер, портной в третьем поколении. Мир женской моды помнит Дусе как популяризатора костюма.

Уже тогда наш герой начал обшивать самых богатых и знаменитых парижанок.

Вскоре творческие разногласия разлучили Пуаре и Дусе. И молодой человек в тот момент убыл на год, чтобы отдать долг родине.

Но все это время Париж помнил о нем, и по возвращении в столицу он тут же был приглашен в ателье Чарльза Уорта. Там он проработал всего пару лет.

Поль Пуаре в молодости (слева) и в годы расцвета карьеры (справа)
Поль Пуаре в молодости (слева) и в годы расцвета карьеры (справа)

После - решил реализовать свою мечту и открыл собственный модный дом.

За время своей карьеры он подарил миру множество открытий и перемен. Среди них:

  • освобождение дам от корсетов;
  • мода на кимоно;
  • особый фасон юбки, называемый «хромающим».

Однако модный дом в конце 20-х годов пришлось закрыть - перья и жемчуга перестали быть настолько популярными. Во главе угла у женщин теперь стояло удобство и комфорт, одежда изрядно упрощалась с каждым годом, если не с каждым месяцем. А Пуаре все никак не мог смириться с резко поменявшейся действительностью.

В итоге, потеряв и славу, и деньги, модельер решил на время переехать в Канны. Там он стал рисовать картины, в остальное время развозил вино по заведениям. Этим и зарабатывал.

Мужчина попытался вернуть себе хотя бы немного славы и подзаработать денег. С этой целью он написал несколько книг. Но все попытки вернуться на олимп были тщетны.

Он покинул этот мир, будучи забытым богемным Парижем и без гроша в кармане. Но его наработки продолжают жить. Одна из таких - необычный фасон юбки, о котором дальше и пойдет речь.

Юбка «хоббл» - что это и как создавали

Эта модель - буквально прабабка современных юбок карандаш. Однако устроена «хромая» юбка немного иначе:

Она была более свободной у бедер - встречались как расклешенные, так и прямые варианты кроя. К низу юбка сильно сужалась, максимально сковывая ноги ниже колена.

Женщинам приходилось сильно изловчиться, чтобы дойти до точки назначения. О ходьбе на дальние расстояния я уже не говорю - задача для любительниц такого фасона непосильная.

-3

По сути, вышеупомянутый Пуаре решил замедлить милых дам на несколько лет. И у него это получилось.

Чем и кем вдохновился модельер?

Поговаривают, что модельер был настоящим фанатом Востока и японских кимоно (вспомните, как степенно и медленно передвигаются барышни в таких нарядах).

Кроме того, еще одной своеобразной музой при создании фасона стала американка Эдит Берг. Она первая среди представительниц слабого пола полетела на самолете в качестве пассажира.

Но тогда, в 1908 году, железные птицы были немного другими. Они имели более простую конструкцию и были более открытыми. Это в буквальном смысле были табуретки с крыльями. На борту было место лишь для пилота и пассажира.

Вы наверняка спросите:

«Уважаемая, а причем тут юбка?»

Дело в том, что в начале XX века дамы все еще носили пышные юбки.

Сами подумайте: если посадить такую пассажирку на борт самолета, то весь низ наверняка разлетится при малейшем ветерке. Поднявшаяся юбка создаст не только целый конфуз, но и будет угрожать безопасности - и пилота, и пассажира.

В общем, решение было найдено достаточно быстро:

юбку женщины попросту перевязали какой-то веревкой ниже колена.

Полет состоялся, а фотография дамы с подвязанным подолом каким-то образом оказалась на столе у парижского модельера Пуаре. Он настолько вдохновился снимком и подвигом барышни, что создал юбку-хит нескольких последующих сезонов.

Эдит Берг на борту пассажирского самолета. Обратите внимание на ее юбку, связанную ближе к низу
Эдит Берг на борту пассажирского самолета. Обратите внимание на ее юбку, связанную ближе к низу

Этот фасон был в моде в период с 1911 по 1914 год. Правда, надевали предмет гардероба только на торжественные мероприятия - в обычной жизни в таком далеко не убежишь (хоть часть женщин и умудрялась это делать; правда, не без некоторых конфузов).

Что стало с юбкой «хоббл»

Шумиха вокруг фасона подутихла примерно к 1915 году. «Реинкарнацией» этой модели стала юбка «рыбий хвост», которая появилась во второй половине века. Перепридумал же «хоббл» Кристиан Диор - он сделал ее более удобной и носибельной (и более короткой). И «хромающая» с его легкой подачи превратилась в «карандаш». Последний вариант можно найти сегодня в гардеробе у каждой женщины.

Юбка «хоббл» в начала XX века - слева; современная юбка-карандаш - справа
Юбка «хоббл» в начала XX века - слева; современная юбка-карандаш - справа

Обожаю цикличность моды!

Как ее только ни называли…

Я встречала сразу несколько названий этого фасона, и все они очень забавные. Самое распространенное - «хромая»/«хромающая» юбка. Также эту модель называют «хоббл». Происходит от английского «hobble», что означает «прихрамывать».

Историк моды Ольга Хорошилова в одной из своих работ про 20-е годы XX века называет этот фасон «юбкой приличия». Как раз тогда женщины заявили о своих правах, и этот предмет одежды был как бы призван немного замедлить всех деловых особ, круг интересов и занятий у которых сильно расширился в начале века (иронично, конечно).

Немецкий писатель Кестнер в одной из своих повестей именует предмет одежды «ковыляшкой», делая отсылку к походке дам в таком одеянии.

Юбка, что подарила миру десятки карикатур

Популярность «хромых» юбок породила много забавных (и не очень забавных) историй про неуклюжих и неосторожных дам. Как только где-то что-то случалось с очередной обладательницей такой одежки, об этом тут же писала пресса. Ибо на тот момент фасон был популярен у женщин, боровшихся за свои права, - а от этого явно не все были в восторге.

Карикатуры на дам в «хромых» юбках
Карикатуры на дам в «хромых» юбках

Кроме того, возникла целая серия карикатур на эту тему. В них высмеивалось то, как передвигаются дамы, и то, что они стали практически обездвижены благодаря новой моде.

Вместо вывода

Что ж, мода и правда вещь переменчивая. Однако каждый следующий виток интересней предыдущего. Мог ли подумать тот, кто связал ноги первой женщине-авиапассажиру, что он станет вдохновителем отдельного юбочного фасона? Думаю, нет.

Удивительно, как простые или даже случайные действия ненавязчиво меняют этот мир!

Как думаете, подобная мода может вернуться и снова сковать женщин? - Буду ждать ваше мнение и предположения в комментариях.

Обязательно подпишитесь на канал и каждый день узнавайте все новые факты об истории моды и вещей. Также буду признательна за лайк этой публикации и комментарии к статье - эти пару простых действий помогают моему проекту развиваться. Благодарю вас сердечно, дорогие!

С любовью к моде и к вам, ваша Корсеточкина.

Читайте также: