Мода - вещь капризная и переменчивая. Особенно в годы, когда все человечество вынужденно жить на фоне исторических событий.
Как раз таковыми принято считать первые пару десятилетий XX века во Франции. Именно тогда женщины, наконец, избавились от жестких и неудобных корсетов.
Но как следует выдохнуть и снова вдохнуть у француженок не получилось. Пока им освобождали диафрагму, один именитый парижский дизайнер сковал дамам ноги. Всему виной - так называемая «хромая» юбка. О ней сегодня и пойдет речь.
Но сначала скажу пару слов о ее создателе - ну уж очень колоритный товарищ!
Создатель «хромой» юбки - кто он?
Самое обидное наказание для любого талантливого человека - это забвение. К сожалению, именно эта участь постигла создателя «хромой» юбки в последние годы жизни. Речь о парижском модельере конца XIX - начала XX веков Поле Пуаре.
А начиналось все очень красиво. Наш герой был сыном торговца тканями. С ранних лет он проявлял интерес к моде и пошиву одежды. Будучи подмастерьем в зонтичной лавке, он умудрялся из остатков ткани смастерить миниатюрные платья для кукол.
Свою карьеру модельера Пуаре начал с работы на Жака Дусе.
Последний - известный французский коллекционер и модельер, портной в третьем поколении. Мир женской моды помнит Дусе как популяризатора костюма.
Уже тогда наш герой начал обшивать самых богатых и знаменитых парижанок.
Вскоре творческие разногласия разлучили Пуаре и Дусе. И молодой человек в тот момент убыл на год, чтобы отдать долг родине.
Но все это время Париж помнил о нем, и по возвращении в столицу он тут же был приглашен в ателье Чарльза Уорта. Там он проработал всего пару лет.
После - решил реализовать свою мечту и открыл собственный модный дом.
За время своей карьеры он подарил миру множество открытий и перемен. Среди них:
- освобождение дам от корсетов;
- мода на кимоно;
- особый фасон юбки, называемый «хромающим».
Однако модный дом в конце 20-х годов пришлось закрыть - перья и жемчуга перестали быть настолько популярными. Во главе угла у женщин теперь стояло удобство и комфорт, одежда изрядно упрощалась с каждым годом, если не с каждым месяцем. А Пуаре все никак не мог смириться с резко поменявшейся действительностью.
В итоге, потеряв и славу, и деньги, модельер решил на время переехать в Канны. Там он стал рисовать картины, в остальное время развозил вино по заведениям. Этим и зарабатывал.
Мужчина попытался вернуть себе хотя бы немного славы и подзаработать денег. С этой целью он написал несколько книг. Но все попытки вернуться на олимп были тщетны.
Он покинул этот мир, будучи забытым богемным Парижем и без гроша в кармане. Но его наработки продолжают жить. Одна из таких - необычный фасон юбки, о котором дальше и пойдет речь.
Юбка «хоббл» - что это и как создавали
Эта модель - буквально прабабка современных юбок карандаш. Однако устроена «хромая» юбка немного иначе:
Она была более свободной у бедер - встречались как расклешенные, так и прямые варианты кроя. К низу юбка сильно сужалась, максимально сковывая ноги ниже колена.
Женщинам приходилось сильно изловчиться, чтобы дойти до точки назначения. О ходьбе на дальние расстояния я уже не говорю - задача для любительниц такого фасона непосильная.
По сути, вышеупомянутый Пуаре решил замедлить милых дам на несколько лет. И у него это получилось.
Чем и кем вдохновился модельер?
Поговаривают, что модельер был настоящим фанатом Востока и японских кимоно (вспомните, как степенно и медленно передвигаются барышни в таких нарядах).
Кроме того, еще одной своеобразной музой при создании фасона стала американка Эдит Берг. Она первая среди представительниц слабого пола полетела на самолете в качестве пассажира.
Но тогда, в 1908 году, железные птицы были немного другими. Они имели более простую конструкцию и были более открытыми. Это в буквальном смысле были табуретки с крыльями. На борту было место лишь для пилота и пассажира.
Вы наверняка спросите:
«Уважаемая, а причем тут юбка?»
Дело в том, что в начале XX века дамы все еще носили пышные юбки.
Сами подумайте: если посадить такую пассажирку на борт самолета, то весь низ наверняка разлетится при малейшем ветерке. Поднявшаяся юбка создаст не только целый конфуз, но и будет угрожать безопасности - и пилота, и пассажира.
В общем, решение было найдено достаточно быстро:
юбку женщины попросту перевязали какой-то веревкой ниже колена.
Полет состоялся, а фотография дамы с подвязанным подолом каким-то образом оказалась на столе у парижского модельера Пуаре. Он настолько вдохновился снимком и подвигом барышни, что создал юбку-хит нескольких последующих сезонов.
Этот фасон был в моде в период с 1911 по 1914 год. Правда, надевали предмет гардероба только на торжественные мероприятия - в обычной жизни в таком далеко не убежишь (хоть часть женщин и умудрялась это делать; правда, не без некоторых конфузов).
Что стало с юбкой «хоббл»
Шумиха вокруг фасона подутихла примерно к 1915 году. «Реинкарнацией» этой модели стала юбка «рыбий хвост», которая появилась во второй половине века. Перепридумал же «хоббл» Кристиан Диор - он сделал ее более удобной и носибельной (и более короткой). И «хромающая» с его легкой подачи превратилась в «карандаш». Последний вариант можно найти сегодня в гардеробе у каждой женщины.
Обожаю цикличность моды!
Как ее только ни называли…
Я встречала сразу несколько названий этого фасона, и все они очень забавные. Самое распространенное - «хромая»/«хромающая» юбка. Также эту модель называют «хоббл». Происходит от английского «hobble», что означает «прихрамывать».
Историк моды Ольга Хорошилова в одной из своих работ про 20-е годы XX века называет этот фасон «юбкой приличия». Как раз тогда женщины заявили о своих правах, и этот предмет одежды был как бы призван немного замедлить всех деловых особ, круг интересов и занятий у которых сильно расширился в начале века (иронично, конечно).
Немецкий писатель Кестнер в одной из своих повестей именует предмет одежды «ковыляшкой», делая отсылку к походке дам в таком одеянии.
Юбка, что подарила миру десятки карикатур
Популярность «хромых» юбок породила много забавных (и не очень забавных) историй про неуклюжих и неосторожных дам. Как только где-то что-то случалось с очередной обладательницей такой одежки, об этом тут же писала пресса. Ибо на тот момент фасон был популярен у женщин, боровшихся за свои права, - а от этого явно не все были в восторге.
Кроме того, возникла целая серия карикатур на эту тему. В них высмеивалось то, как передвигаются дамы, и то, что они стали практически обездвижены благодаря новой моде.
Вместо вывода
Что ж, мода и правда вещь переменчивая. Однако каждый следующий виток интересней предыдущего. Мог ли подумать тот, кто связал ноги первой женщине-авиапассажиру, что он станет вдохновителем отдельного юбочного фасона? Думаю, нет.
Удивительно, как простые или даже случайные действия ненавязчиво меняют этот мир!
Как думаете, подобная мода может вернуться и снова сковать женщин? - Буду ждать ваше мнение и предположения в комментариях.
Обязательно подпишитесь на канал и каждый день узнавайте все новые факты об истории моды и вещей. Также буду признательна за лайк этой публикации и комментарии к статье - эти пару простых действий помогают моему проекту развиваться. Благодарю вас сердечно, дорогие!
С любовью к моде и к вам, ваша Корсеточкина.
Читайте также: