Найти в Дзене
Истории тётушки Юлии Рысь

Бравый казак Олесь. Глава 5.2

От автора: наверное, уже никого не удивлю сообщив, что и сюжет про Олеся мне тоже приснился. Подробнее о том, почему я взялась за написание новой истории читайте в Большом предисловии. Напоминаю, что для хайпа и хейта на канале нет места. Как и другие литературные произведения, эта история публикуется свежачком из-под пера. Все описанные события — художественный вымысел. Любые совпадения с ныне живущими людьми и событиями случайны. Упоминание исторических личностей носит ознакомительный характер Содержание (текущая часть выделена жирным): После завтрака всухомятку состоящего из краюхи черного хлеба и копчёного сала с мясными прожилками, только Павлу Карасю было позволено немного вздремнуть. Как Олеся и предположила, “рыбье” прозвище досталось шустрому и ловкому парню. Вдовьим сыном оказался рослый крепкий парень Митька. Судя по поведению, он звёзд с неба не хватал, в начальники не выбивался и инициативу не проявлял. Зато был очень хорошим исполнителем на работах требующих недюжинную си

От автора: наверное, уже никого не удивлю сообщив, что и сюжет про Олеся мне тоже приснился. Подробнее о том, почему я взялась за написание новой истории читайте в Большом предисловии. Напоминаю, что для хайпа и хейта на канале нет места. Как и другие литературные произведения, эта история публикуется свежачком из-под пера.

Все описанные события — художественный вымысел. Любые совпадения с ныне живущими людьми и событиями случайны. Упоминание исторических личностей носит ознакомительный характер

Содержание (текущая часть выделена жирным):

***

После завтрака всухомятку состоящего из краюхи черного хлеба и копчёного сала с мясными прожилками, только Павлу Карасю было позволено немного вздремнуть. Как Олеся и предположила, “рыбье” прозвище досталось шустрому и ловкому парню. Вдовьим сыном оказался рослый крепкий парень Митька. Судя по поведению, он звёзд с неба не хватал, в начальники не выбивался и инициативу не проявлял. Зато был очень хорошим исполнителем на работах требующих недюжинную силу и выносливость. Происхождение и значение погоняла Дудник выяснить не удалось. Сам новобранец с непривычным для современного слуха именем Кирша предположил, что он просто незаменимый как специя. Так и сказал:

— А може я що той дудник сам по соби ниякои корысти не маю, але якшо мэнэ у тисто трохи добавыты, то запашный дух пырыжкив на усю хату стояты буде! А можэ пан сотник просто так выдав перше що на думку спало! Я ж сырота приблудна. Пишкы пид стол ходыв, колы до козакив потрапыв. Так усе дитинство у стани та походах пройшло.

“Понятно, — кивая думала гостья из будущего, — значит сын полка”.

После обеда к их команде присоединился отец Лукий. Мельком глянув на идущую к ним плотную фигуру в рясе, у Алеси в голове всплыл эпизод из исторической книги. По сюжету молодой король на следующий день после коронации пришёл на совет в скромной тёмной одежде со словами: “Мессиры, мы пришли сюда работать”. Создавалось впечатление, что и полевой священник пришёл “работать”. Он снял свою вышитую парадную ризу, оставшись в одной длинной чёрной рясе. Высокую шапку сменил на скромную остроконечную скуфью. Даже массивный металлический крест на груди заменил на обычный деревянный, висящий не на блестящей цепи, а на обычной пеньковой верёвке. Его внушительное брюшко тоже было подпоясано шпагатом. Неизменным остался только его громогласный голос.

— Бог у помичь! — Крикнул он, поднимая руку для крестного знамения.

Перекрестив присутствующих, они с Василием Никитичем обнялись по-братски похлопывая друг друга по спинам. После этого отец Лукий закатил рукава и молча принялся помогать.

— Ще одын навис треба розгорнуты, — кивнул он куда-то в сторону, — для почивших у бози хлопцев.

От услышанного Алеся непроизвольно дёрнулась: “То есть нас отрядили не только в санитары, но и в похоронную бригаду”? От этой мысли стало не по себе. Она вспомнила, как с трудом сдерживала рвотные позывы только от одного вида операции пленному турку. Причём, как заметил Кравец, не самой сложной. А что будет, когда она воочию увидит что-то похлеще? Оторванные конечности, например? Бездыханные тела она тоже только на картинках раньше видела. И в кино. Но, в фильме было понятно, что всё это постановка и работа гримёров с бутафорами. А тут всё по-настоящему?!

— На всэ воля Божья, — словно в продолжение её мыслей пробасил священник, — двом смэртям нэ буты, одний нэ мынуты! Та й трэба комусь брудну* роботу выконуваты. Хлопци зараз з честю бьються животив нэ жалия, вони заслуговують, щоб их й поховалы з гиднистю* та почестямы.

Умом Алеся всё это понимала, но как-то жизнь её к этому не готовила. На репетициях реконструкции они отрабатывали и ритуал отпевания. Но! Она знала, что всё понарошку. Знала, что “убитые” полежат немного в импровизированных гробах, а потом встанут и разойдутся по своим домам со всеми благами цивилизации.

— Гробы нам тоже самим тесать? — Не сдержалась она от еле слышного вопроса.

— Яки домовыны, хлопче? Навколо нас лише самисенький степ! Навить якщо мы уси дэрэва посрубаемо, на труну для кожного нэ выстачить! Чистый одяг, саван, шабля на грудях, прощавальня молытва та хрэст у ногах.

Обложка создана автором в содружестве с Шедеврумом
Обложка создана автором в содружестве с Шедеврумом

От осознания того, что героически сражающимся казакам уготована братская могила, по спине Алеси пробежал холодок. И ведь они все шли на это добровольно! Сколько их могло быть за сотни лет? Сколько по Дикой степи могло быть разбросано вот таких безымянных общих захоронений?..

Фрагмент главы...

P.S. В связи с участием произведения в конкурсе черновиков, все части закрыты на ознакомительные кусочки текста. Спасибо за понимание:

Бравый казак Олесь | Истории тётушки Юлии Рысь | Дзен