Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения.
Основные принципы:
- достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха);
- идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс;
- утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами
- идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества
В области философии Гандизм представляет собой концепцию объективного идеализма, исходным принципом которой является идея божественной реальности, отождествляемой с истиной: бог есть истина. По Ганди, истина не столько гносеологическая, сколько религиозно этическая категория. Ее постижение связано с процессом морального самоусовершенствования, "исканием" и "осуществлением истины в себе". Ганди различает абсолютные и относительные истины. Если первая является "вечным принципом", "божеством", то вторая существует в сознании человека. Целью "исканий" объявляется абсолютная истина, т.е. божественная сущность, которая раскрывается через некий мистический "внутренний голос". Абстрактная, идеалистическая трактовка истины обусловила наличие в Гандизме известных элементов релятивизма и скептицизма. Отрицая внутреннюю противоречивость и закономерность развития реальности, Гандизм стоит на почве метафизики.
На принципе морального самосовершенствования, основывается концепция морали в Гандизме. Исходным пунктом ее является идея ахимсы, заимствованная из джайнизма, которая, однако, трактуется не только как воздержание от нанесения физического вреда живым существам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Для соблюдения ахимсы требуются "правдивость и храбрость", источником которых является "любовь". "Закон любви" приобретает в Гандизме характер морально-преобразующей силы и дополняется "законом страдания", согласно которому последователь ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. [6, с. 131]. Ганди считал, что действием "закона страдания" определяется общественный прогресс. Этическая концепция Гандизма предусматривает также и ряд других нравствственных принципов: "брахмачария" – воздержание от потворства своим слабостям, "правдивость" и "справедливость", "апариграха" – нестяжательство и т.п.
Концепция морали, как и философия Гандизма, покоится на идеалистической и метафизической основе: она исходит из признания надвременного и надклассового характера нравственности, призывает к аскетизму. Из религиозно идеалистической и неисторической трактовки морали вытекает общий идеалистический вывод о том, что условия общественной жизни определяются уровнем нравствственного развития людей. Поэтому моральный подход в решении общественно - политических проблем, "морализация" политической деятельности составляет характерную черту Гандизма. Основным принципом тактики национально - освободительной борьбы, выдвинутым Ганди и получившим название "сатьяграхи" (букв. – упорство в истине), является ненасилие. Ганди учил, что независимость Индии от английского господства (сварадж, буквально - самоуправление) может быть достигнута лишь ненасильственными средствами. Концепция ненасилия в Гандизме претерпела существенную эволюцию. Сам Ганди рассматривал ненасилие как универсальное средство разрешения жизненных проблем. В тоже время перед лицом угрозы японской агрессии он допускал возможность и необходимость использования вооруженных сил для ее отражения. Однако в целом Гандизм исходит из того, что "сатьяграха" несовместима с насилием, ввиду чего гандизмом выдвигается необходимость "проникнуться духом ненасилия в мыслях, словах и делах" и решительно осуждаются любые формы насилия. Это обусловлено сущностью Гандизма как идеологии. Важнейшие формы осуществления "сатьяграхи" – несотрудничество и гражданское неповиновение. Первое предусматривает отказ от должностей и бойкот правительственных учреждений, судов и т.п. Второе основывается на неподчинении законам колониального правительства,что наиболее ярко проявилось в массовых кампаниях нарушения соляной монополии . [4, с. 100].
Ганди признавал важную роль широких народных масс в борьбе за национальную независимость под лозунгом "сатьяграхи". В то же время Ганди осуждал и на практике свертывал массовое движение, если оно даже частично выходило за рамки ненасильственной борьбы. Непременным условием осуществления "сатьяграхи" в Гандизме считается классовый мир, сотрудничество всех классов индийского общества. В гандизме выдвигается теория "опеки" имущих над неимущими, капиталистов над рабочими, помещиков над крестьянами.
Также необходимо отметить, что Ганди настойчиво боролся за осуществление индусско-мусульманского единства, что способствовало вовлечению в национально – освободительное движение наряду с индусами широких масс мусульман. После получения Индией независимости (1947) некоторые принципы Гандизма как идеологии национально-освободительной борьбы утратили свое значение.
Значительное влияние оказали личность и учение Ганди на многих националистических деятелей Востока. Гандистские методы получили широкое распространение в освободительном движении африканских народов. Идеалы и принципы гандизма стали идейным знаменем движения темнокожих американцев за ликвидацию сегрегации и расового неравенства.
Говоря о движении сторонников мирных перемен необходимо вспомнить таких людей как Сило (Марио Родригеса) и Мартина Лютера Кинга. Именно их просветительская деятельность и борьба становятся доказательствами нашей гипотезы.
Мартин Лютер Кинг лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Вооружившись идеями гандизма, стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Несмотря на все сложности, ему удалось стать первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих. Сражаясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией он также активно выступал против колониальной агрессии США, в частности, во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Его общественная деятельность, философия и сама жизнь навсегда изменили США и их отношения к чернокожему населению. 4 июня 1956 года Федеральный окружной суд объявляет расовую сегрегацию незаконной. 20 декабря этого же года Верховный суд отдает приказ штатам и городам воздерживаться от применения дискриминационных законов.
Вспоминая Мартина Лютера Кинга, мы не можем пройти мимо Сило (Марио Луиса Родригеса Кобоса) - аргентинского писателя, основателя Международного гуманистического движения и теории универсального гуманизма, являющегося вдохновителем Всемирного марша за мир и ненасилие. Начиная с 1969 года, Сило неустанно осуждает ситуацию эскалации насилия в мире, и подчеркивает необходимость активного ненасилия.
Его мышление находит своё отражение в самых разнообразных произведениях: поэтическая проза, дескриптивная психология, рассказы, письма, историологические рассуждения, исследования о мифах, в которых рассматриваются различные аспекты человеческой жизни и процесс человечества, стремительно приближающийся к беспрецедентному повороту.
На основе его идей возникло Гуманистическое движение, многочисленные организации которого внедрили методологию активного ненасилия в свою социальную работу. Из Южной Америки движение постепенно распространялось по всей планете. Главное место выступлений -специально организованный парк в Пунта-де-Вакасе в Андах, где собирается до 10 тысяч участников.
Итак, в ходе анализа накопленный мною материалов я пришел к выводу, что используя метод ненасильственного сопротивления, можно решить любые политические и общественные задачи. Однако это потребует времени и терпения, чего похоже недостаёт нашим современникам. Которые торопятся силой оружия и крови свергнуть режимы, изменить судьбы и даже саму историю. Однако этот путь ведет в некуда. Так как насилие порождает насилие. А чтобы вырваться из этого порочного круга нужно вспомнить слова М.Ганди - «Одолевайте ненависть любовью, неправду - правдой, насилие - терпением».