Иногда мне кажется, что совпадения – вовсе не совпадения.
В первый раз посетила Большую Хоральную синагогу несколько лет назад – на празднование Хануки меня туда отвела коллега Елена (Лена, если читаешь меня – горячий привет в твой далекий и, наверное, уже жаркий Израиль).
Во второй раз пришла этой весной – практически накануне Песаха. Захватила меня с собой уже другая Елена, но тоже бывшая коллега. Познакомила с Ириной Олеговной, которая закончила курсы гидов при синагоге. Мы стали одной из ее первых групп.
Всем упомянутым дамам благодарности от меня, а теперь перейдем к рассказу (в котором смешала рассказ Ирины Олеговны и информацию с сайта синагоги).
Синагога – это не совсем церковь
Это культурный общественный и административный центр евреев Петербурга. При синагоге есть детские сады, школы, гостиница. На территории работает магазин кошерной еды и сувениров, действует ресторан кошерной кухни. Сюда приходят отмечать праздники – личные и общие. И, конечно же, здесь проходят службы.
Петербургская синагога существует уже более 120 лет. С чего же все началось?
А началось все с кладбища...
Не удивлю вас, наверное, если скажу, что евреи появились в Петербурге вскоре после его возникновения. Петр I привез их для строительства города. Однако эти люди не имели ничего общего с формированием местной еврейской общины.
Долгие годы евреям было запрещено селиться в столице. Но среди них были финансовые дельцы, купцы и врачи, в которых наждался императорский двор. Так что российские власти зачастую нарушали собственные указы.
В конце XVIII века Россия получила огромные территории, некогда принадлежавшие Польши. Именно эти края заселяли евреи. И они все чаще стали посещать Петербург. В том числе на официальном уровне. Например, в 1785 году делегация белорусских евреев из шести человек успешно ходатайствовала перед Екатериной II об облегчении участи еврейского населения на присоединенных к России землях.
Вокруг крупного предпринимателя Абрама Перетца (уж не дальний ли родственник он другого Перетца?) стала группироваться первая еврейская община Петербурга. Однако точкой отсчета в истории Петербургской еврейской общины является покупка земли на Волковом кладбище под еврейские захоронения. Вот такой вот черный юмор – все началось с кладбища... В 1802 году.
История появления синагоги
Петербург с каждым годом все больше привлекал евреев как центр деловой, политической и культурной жизни страны. К 1826 году в городе проживало 248 евреев.
Они смогли получить от Александра II разрешение жить в столице. Изначально это право распространялось на отставных солдат, купцов 1-й гильдии, обладателей ученых степеней или диплома о высшем образовании, некоторым категориям ремесленников, а также на членов семей и прислугу выше упомянутых.
В 1869 году император разрешил евреям построить синагогу. Но возводилась она, конечно же, не из государственной казны. Здание строили на пожертвования со всех уголков страны и мира. Самую большую сумму внес Евзель Гинцбург – аж 70 тысяч рублей.
Необходимо было выбрать участок для строительства. И тут нехилую ложку дегтя в бочку меда внес петербургский полицмейстер Федор Трепов. Он отказывался согласовывать тот или иной вариант «в населенной части города во избежание накопления в ней черни и сопряженной с нею грязи».
Все сдвинулось с мертвой точки, только когда Трепов умер. А прошло с момента указа Александра II уже 10 лет. Община приобрела участок на Большой Мастерской улице в 1879 году.
Сначала появилась Малая синагога – в 1886 году. Торжественное же освящение Большой синагоги – рассчитанной на 1200 человек – состоялось в 1893-м. Руководители общины открыли серебряным ключом центральную дверь и внесли в зал семь свитков Торы.
Петербургская синагога довольно большая. По своим размерам она занимает первое место в России и второе в Европе.
Синагога при Советах
Любопытный факт – свержение царского правительства и указ об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений изначально были радостно восприняты петроградским еврейством. Однако с каждым годом ситуациях усугублялась и усугублялась.
Деятельность синагоги была тесно связана с работой правления Ленинградской еврейской религиозной общины. Ее ликвидировали в 1929 году как буржуазную и националистическую.
Через год закрыли и саму синагогу. Считалось, что она служит интересам еврейской аристократии и буржуазии, в то время как евреи-трудящиеся туда якобы не ходят. Но после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени (ВЦИК 1) в этом же году синагога была вновь открыта. Это было исключительным случаем. И это вызвало крайнее недовольство местных властей.
За это время из синагоги была вывезена наиболее ценная часть имущества религиозного и общего назначения. В основном все изымалось в пользу Антирелигиозного музея – отдела, посвященного иудаизму.
Ленгорисполком планировал преобразовать главный зал синагоги под театр юных зрителей. Потом решили использовать его для демонстрации фильмов или концертов. Но началась Великая Отечественная война.
Во время блокады города во двор синагоги доставляли умерших евреев. Зимой они лежали штабелями, между которыми по снегу была протоптана тропинка от ворот до входа в здание. Трупы вывозили в братские могилы на Еврейском Преображенском кладбище.
В промерзших помещениях Малой синагоги продолжались службы в субботы и праздники. Приходили те, кто имел еще хоть какие-то силы. Но не всем хватало их, чтобы вернуться обратно.
Новая эпоха
Синагога была построена незадолго до революции. В советские годы синагогу практически не ремонтировали. К 1990-м годам здание было уже практически в аварийном состоянии – оно требовало срочной реставрации.
На помощь пришел филантроп Эдмонд Сафра. Он, Л. Леваев, В.И. Коган, З.Д. Смушкин, Г.З. Щербаковский, Т.К. Боллоев пожертвовали в 1998 году средства на реставрацию синагоги.
26 июня 2001 года состоялось торжественное открытие полностью обновленного Большого молельного зала.
А что сейчас?
Во время экскурсии можно увидеть Большой молельный зал. Если обратить внимание на сидения – некоторые из них именные. Это память о людях, которые вносили пожертвования на синагогу.
Во время служб здесь читают молитвы, псалмы и, конечно же, Тору. Причем, читать ее может не обязательно раввин, а любой человек, которому в этот день оказали честь (такая возможность называется алия).
К слову, раввин и священник – это не синонимы. Раввин – это учитель и знаток еврейского закона (Галахи), который может дать разъяснения о том, как правильно поступать в соответствии с еврейской традицией. В отличие от священника, он не является посредником между людьми и Богом и не исполняет особых культовых функций.
Во время служб мужчины сидят на первом этаже, женщины – на втором. Есть две версии почему так.
Первая. Согласно еврейскому закону, мужчины обязаны участвовать в общественных молитвах (миньян), тогда как для женщин это не является строгой обязанностью, поскольку их главные заботы – семья и домашний очаг.
И вторая. Это более шуточный вариант – мужчин и женщин разделили, чтобы первые не отвлекались на вторых.
Экскурсантам также показывают Малую синагогу. И Венчальный зал – там проходят свадьбы по еврейскому обряду. Оба этих места впечатляют своей красотой.
Если среди ваших знакомых есть евреи, то совсем скоро их можно будет поздравить с Песахом. А что это такое – расскажу в последнем параграфе.
Песах – это не Пасха
Хотя обычно между двумя этими праздниками проводят параллели (из-за схожего названия и близких дат), они имеют совершенно разное значение. В 2025 году Песах начинается вечером 12 апреля (в субботу) и длится до ночи 20 апреля (в Израиле – до 19 апреля). Православная же Пасха будет отмечаться с 19 на 20 апреля. Но повторюсь – это не одно и то же.
«Песах» с иврита переводится как «прошел мимо» – в память о том, как ангел смерти «прошел мимо» еврейских домов во время десятой казни египетской. Это праздник Исхода из Египта и освобождения еврейского народа от рабства.
Христианская Пасха же посвящена Воскресению Иисуса Христа. Согласитесь, общего тут довольно мало.
Вечером в первый день Песаха (а вне Израиля – также и во второй) еврейская семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Они приглашают на него неимущих и тех знакомых, кто не может провести праздник со своими родственниками.
На столе у семьи – особая еда, которую готовят к Песаху. Например, маца – пресные хлебцы. Они напоминают о спешке, с которой евреи уходили из Египта (тесто не успело закваситься).
Горькая зелень (марор) – символ горькой жизни в рабстве. А также смесь из тертых яблок, орехов и фиников (харосет) – она означает глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи.
Во время седера читают Агаду – рассказ об Исходе, включающий молитвы, благословения и песни.
В ходе ужина евреи выпивают четыре бокала вина (детям наливают виноградный сок) – по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым – он предназначен для пророка Элияха и символизирует будущее избавление.
📍Адрес: Лермонтовский проспект, 2
Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше интересных мест в Петербурге!
А что еще можно посмотреть на Лермонтовском проспекте? Например, дом Печаткина. В октябре прошлого года в этом здании произошел пожар. Что осталось от прекрасных парадных – показываю здесь.
Поблагодарить автора за статью можно в недавно созданной в Дзене системе донатов.