«Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис.56:7).
«Дом Мой домом молитвы наречется» – именно эти слова пророка Исайи о храме времен Ветхого Завета цитировал Господь и Бог наш Иисус Христос (Мф. 21:13), обличая торговцев и менял, из-за криков и толканий которых нарушался благоговейный порядок в храме, в святом месте. Позже, уже создав «Церковь, которую не одолеют врата ада» (Мф. 16:18), Господь так же освятил ее, искупив каждого ее члена Своей Честной Кровью. И точно такое же благоговение требуется и от входящего в храмы Нового Завета.
Что такое храм Божий? Храм – это святое место, где совершается Божественная Литургия, на которой приносится Бескровная Жертва – Святая Евхаристия. В храме возносится молитва за всех членов Церкви – православных христиан, молитва за уже почивших православных христиан, скончавшихся в вере и покаянии, молитва за страну и правителей, чтобы Господь управил все, избавил от невзгод. Поэтому храм – святое место, где необходимо вести себя с подобающим уважением к святыне.
Святые места были с человечеством всегда – места, где совершалось особое поклонение Богу и ощущалось Его особое присутствие.
Первые люди, Адам и Ева, жили в Эдеме, непосредственно под постоянным Божиим присутствием. Все рядом с ними было освящено Богом, а вся их жизнь была богослужением. Потому они не нуждались в храме и совершении богослужения.
После грехопадения человеческий род был изгнан из Эдема, оторван от Бога грехом. Но сохранившие верность Богу люди имели в своих сердцах закон, который им был вложен Богом. «Древнейшие заповеди не были записаны. Закон Божий был запечатлен в сердцах людских и в совести их» – пишет святитель Николай Сербский в Катехизисе Православной Церкви.
Этот закон в душе человека, влекущий к Богу, побуждал первых людей приносить Ему жертвы. Первую жертву принесли Каин и Авель. «Потом закон врожденного нам богопознания побудил этих мужей к исполнению долга приносить благодарственные жертвы всех Зиждителю и Подателю нам всякого блага Богу» – говорит святой Кирилл Иерусалимский.
Жертва Каина принята не была, поскольку, как поясняет святой Григорий Нисский, Богу угодно то, что приносимо со страхом Божиим и верою, но неугодно то, что приносимо хоть и обильно, но без любви. Поступок Авеля был благоговейным, он принес первое от своих стад, принес лучшее. Каин же не от первых, не лучшее отдал Богу.
Далее у первых людей были жертвенники, где приносилась жертва Богу от того, что они имели от скота и плодов, подобно Каину и Авелю. После Великого Потопа жертвенник устанавливает Ной, выйдя из Ковчега и приносит там жертву (Быт. 8:20).
После заключения Завета на горе Синай с людьми Бог велит им сделать Скинию – переносную палатку, где совершалось богослужение, ставит священников и левитов, для совершения оного. Скинию так же освящает сам Бог:
«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх.40:34).
Позже Бог велит построить людям Ветхозаветный храм, где совершалось богослужение. Его так же наполнила слава Господня:
«И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (2Пар.7:2-3).
Недостойное отношение к святыне неугодно Богу, как и в случае с Каином. Священники, что «внесли огонь чуждый», были наказаны Богом:
«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев.10:1-2).
После Пришествия Господа нашего Иисуса Христа на Землю им была создана Церковь Нового Завета. Она есть «столп и утверждение истины» (1-еТим.3:15). «Слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф.3:21) – говорит святой апостол Павел.
Что мы видим, глянув в строки первых книг Ветхого Завета до строк книг Нового?
Видим, что святые места, где совершается богослужение, существовали всегда. Народ Израиля тогда был Ветхозаветной Церковью. Все народы, кто вошел в Церковь Православную – Церковь Нового Завета. Так же у этой Церкви существуют храмы – святые места, где Господу совершается богослужение. И так же, как во времена Ветхого Завета, что мы видим из текстов выше, и людей, и места богослужения, освящает Бог.
Как видно из примеров выше, уважительное отношение к святому месту Богу угодно, а вот неуважительное – нет. Тому пример наказания Божии.
Войдя в святое место, что есть храм Божий, необходимо вести себя благоговейно, уважая святыню. Тем самым мы почитаем Бога, освящающего храм.
Ни в коем случае в храме нельзя сквернословить. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 4:29) – говорит святой апостол Павел. Более тяжкий грех – сквернословить в святом месте.
За богослужением не следует разговаривать, чтобы не отвлекаться и не отвлекать людей от службы. «За разговоры в храмы бывают болезни и скорби» – предупреждает святой Амвросий Оптинский. Нельзя шуметь. Нельзя заходить в храм в одежде с картинками чудовищ, непристойными изображениями, надписями со сквернословием.
Ни в коем случае нельзя приходить в храм в состоянии алкогольного опьянения. Если человек пришел в одурманенном сознании, то он ни за слова, ни за мысли свои не отвечает, значит, его обращение к Богу в таком состоянии – лицемерие. Нельзя приходить в храм в одежде, в которой видно оголенное тело – это неуважение к Богу и святыне, искушение ближним. Тяжкий грех, когда девушка приходит с оголенным телом в монастырь. «Женщина огонь, а монах – солома. Не дай Бог вам оказаться таким огнем» – поучает своих духовных чад схиигумен Савва Остапенко.
В первый раз, зайдя в храм, следует закрыто одеться, не шуметь и не ходить по храму, если идет служба. При желании – помолиться, можно помолиться пред любым образом (иконой), поставить свечу за здравие или упокой кого-то из православных родных или друзей. Лампады и свечи символизируют Свет Божий, используются в Церкви с древности.
При молитве святым, мы, молясь святому, призываем его в наши сомолитвенники Богу. Нашу молитву Бог слышит, а вот вместе со святым сомолитвенником – тем более. В храме при совершении богослужения верующий вместе со всем народом участвует с соборной (общей) молитве к Богу.
Самое важное, чтобы посещение храма стало не одноразовой экскурсией, а увенчалось началом христианской, церковной жизни, участием в Литургии и Таинствах. Само слово "литургия" в переводе с греческого означает "общее дело". Приступая к Таинствам во время Литургии, человек освящается Богом и соединяется с Ним. Без этого невозможна духовная жизнь христианина.
Первое, с чего стоит начать – это покаяние. Своими грехами мы оскорбляем Господа. При покаянии – примиряется с Ним. Как говорил святой Киприан Карфагенский, «покаяние отвращает Божий гнев». Войдя в храм во время службы (если это не вечернее богослужение в день недели, когда нет церковного праздника на следующий день), можно спросить у сотрудницы церковной лавки или любого сотрудника в храме, где будет происходить Таинство Исповеди, либо когда будет утренняя служба (в некоторых храмах служба не каждый день).
Подойти на исповедь просто: нужно откинуть ложный стыд (стыд называть грехи на Исповеди) и иметь желание исправиться (хотя бы начать бороться со своими греховными привычками). Дальше священник уже все пояснит и даст советы и наставления. Далее начать приходить к началу службы, участвовать в Литургии. Позже священник наставит; нужно не стесняться задавать вопросы, исповедуясь.
Таким образом, делая первые шаги в храме, любой вступивший в него новоначальный прихожанин начинает духовную жизнь, жизнь с Богом.