Найти в Дзене
Сотая своего имени

Самая дорогая музейная кража: 81 минута, 13 шедевров, 0 следов

Крупнейшая музейная кража в истории,которая до сих пор остаётся нераскрытой. Это не роман, не сценарий и даже не байка с чёрного рынка. 18 марта 1990 года, Бостон. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Двое мужчин в форме полиции постучали в двери музея. По их словам, "была зафиксирована тревога". Охранники открыли дверь и уже через 11 минут музей уже был под контролем грабителей. И они не спешили. За 81 минуту, а это очень много для ограбления, преступники сняли со стен 13 произведений искусства: Вермеер, Рембрандт, Дега, Мане. Работы, которые даже застраховать сложно. Общей стоимостью более 500 миллионов долларов. Сигнализация? Не сработала. Камеры? Были, но часть записей оказалась удалена. Следы? Минимальные. Полиция и ФБР десятилетиями гонялись за призраками, но ничего так и не нашли. Ни картин. Ни авторов. Ни заказчиков. Грабители взяли не всё подряд. Некоторые более дорогие картины остались на месте. А вот, например, полотно «Концерт» Вермеера, одна из самых редких его работ, исчезло.
Оглавление

Крупнейшая музейная кража в истории,которая до сих пор остаётся нераскрытой. Это не роман, не сценарий и даже не байка с чёрного рынка.

18 марта 1990 года, Бостон. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Двое мужчин в форме полиции постучали в двери музея. По их словам, "была зафиксирована тревога". Охранники открыли дверь и уже через 11 минут музей уже был под контролем грабителей.

И они не спешили. За 81 минуту, а это очень много для ограбления, преступники сняли со стен 13 произведений искусства: Вермеер, Рембрандт, Дега, Мане. Работы, которые даже застраховать сложно. Общей стоимостью более 500 миллионов долларов.

Сигнализация? Не сработала. Камеры? Были, но часть записей оказалась удалена. Следы? Минимальные. Полиция и ФБР десятилетиями гонялись за призраками, но ничего так и не нашли. Ни картин. Ни авторов. Ни заказчиков.

Создано с помощью искусственного интеллекта
Создано с помощью искусственного интеллекта

Самое странное

Грабители взяли не всё подряд. Некоторые более дорогие картины остались на месте. А вот, например, полотно «Концерт» Вермеера, одна из самых редких его работ, исчезло. Весьма избирательный вкус для людей в форме. А ещё они зачем-то сняли бронзовую китайскую чашу с пьедестала и выломали древнюю меть с напольных часов. Как будто делали это с раздражением… или по инструкции.

Подозреваемые, но не арестованные

Основной версией долгое время считалась связь с бостонской мафией. Один из подозреваемых, гангстер по имени Роберт Джентиле, даже признался, что знает, где картины, но позже от своих слов отказался. При нём нашли фальшивые документы и записки с оценками работ, но сам он утверждал, что "хотел только покрасоваться перед друзьями". Другие фигуранты дела либо умерли, либо молчали.

Была также версия о причастности бывших охранников музея — один из них работал в ту самую ночь. Но прямых улик не нашлось. В 2013 году ФБР заявило, что личности преступников известны, но — увы — уже мертвы.

Где же шедевры?

Существует несколько гипотез, куда могли исчезнуть картины. По одной из самых распространённых версий, произведения попали в руки мафиозных структур. Искусство использовали как залог или средство давления в криминальных сделках. Возможно, полотна до сих пор хранятся в каком-то подвале или сейфе, как слишком горячий актив, который нельзя ни продать, ни показать.

Есть версия, что картины уничтожили вскоре после кражи либо по неосторожности, либо чтобы замести следы. Эта гипотеза вызывает наибольшее уныние у следователей, но пока не подтверждена.

А есть и более кинематографичная теория: что все работы сейчас висят в потайной галерее частного коллекционера. Где-нибудь в Европе или Южной Америке. Без имен. Без камер.

Прошло больше 30 лет

И музей по-прежнему ждёт. Пустые рамы висят на своих местах, как немое напоминание: здесь было великое и его украли. Иногда даже кажется, что это художественный приём, часть экспозиции., но нет. Это настоящая дыра в культурной памяти.

Картины ищут до сих пор. Музей пообещал вознаграждение в 10 миллионов долларов за любую информацию, которая приведёт к их полотнам. И если вы вдруг где-то увидите «Концерт» Вермеера, знайте: он в списке самых разыскиваемых произведений искусства в мире.

Мораль

Иногда самая дорогая вещь в музее — это гвоздь. Потому что именно на нём должно было висеть искусство. А теперь висит история о том, как двое в полицейской форме обыграли весь музейный мир.