Найти в Дзене

Оптимальное время для профилактики возрастного снижения когнитивных способностей: как это сделать

Оглавление
Нейроны нашего мозга подобны шумному городу
Нейроны нашего мозга подобны шумному городу

Новые исследования показывают, что старение мозга начинается в среднем возрасте. Но ранние изменения образа жизни и целенаправленные вмешательства могут помочь предотвратить снижение когнитивных функций.

Нейроны нашего мозга подобны шумному городу. Где каждое здание зависит от постоянного потока электроэнергии для своего функционирования. В случае кратковременного отключения электроэнергии, системы без вреда готовы вернуть его к жизни.

Но что, если отключение электроэнергии продлится месяцами? Аварийные генераторы могут поддерживать работу основных служб. Но в конечном итоге они выйдут из строя. Системы водоснабжения могут замерзнуть и взорваться. Здания могут разрушиться. А инфраструктура начнет рушиться. Когда электроэнергия наконец вернется, ущерб уже будет нанесен. И город будет в руинах.

Лилианна Мухика-Пароди является ведущим автором исследования закономерностей старения мозга и вмешательств в него. Она поделилась приведенной выше аналогией. И сказала: «Проблему легче вылечить, пока она еще незначительна».

Исследование показало, что старение протекает по определенной схеме. При этом первая стадия приходится на средний возраст. И совпадает с более высокой резистентностью к инсулину.

Город терпит долгосрочный ущерб, когда электроэнергия восстанавливается слишком поздно. Так же и мозг может достичь точки, когда вмешательство уже не будет эффективным. Вот почему ранние действия имеют решающее значение.

Стареющий мозг

Мозг проходит определенные стадии упадка. Оставаясь стабильным до середины 40-ка лет и более. Когда начинаются дегенеративные изменения. И резко ускоряясь к середине 60-х годов. Об этом говорит Лилианна Мухика-Пароди, заведующая кафедрой метаболической нейронауки. И директор Лаборатории вычислительной нейродиагностики в Университете Стоуни-Брук.

Одним из ключевых факторов старения мозга является снижение метаболизма глюкозы. При котором мозгу трудно использовать углеводы для получения энергии. Что ухудшает его функцию. Эти метаболические изменения начинаются за десятилетия до появления симптомов. Но часто остаются незамеченными до более поздних стадий старения. Когда вмешательство становится гораздо менее эффективным.

Однако функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и электроэнцефалограмма — инструменты, используемые для изучения активности мозга — могут обнаружить ранние возрастные изменения мозга. Предоставляя возможность для профилактики, а не лечения на поздней стадии.

Понимание механизмов заболевания — первый шаг к эффективному лечению, сказал Мухика-Пароди. Например, болезнь Альцгеймера долгое время приписывалась накоплению бета-амилоида. Это белок, который образует липкие бляшки между клетками мозга. И тау-белков, которые образуют скрученные клубки внутри клеток мозга. Что привело к разработке лекарств, направленных на удаление этих белков. Однако эти методы лечения в значительной степени не увенчались успехом.

Одной из причин этой неудачи является то, что к моменту постановки диагноза болезни Альцгеймера необратимое повреждение нейронов уже произошло.

Накопление белка является следствием резистентности к инсулину в мозге. Другими словами, воздействуя на бета-амилоидные и тау-белки, препарат не устраняет первопричину.

В отличие от многих других клеток, взрослые нейроны имеют очень ограниченную способность к регенерации. Если когнитивное снижение происходит из-за того, что нейроны фактически голодают, как предполагает исследование, ожидание, пока они станут недееспособными или умрут, вряд ли будет эффективным, добавила она.

Физиологические системы предназначены для поддержания гомеостаза. Иои баланса между поставками и потребностями в энергии. Когда этот баланс нарушается, возникающий в результате стресс может привести к дальнейшей дисрегуляции. Со временем усугубляя проблему, сказал Мухика-Пароди.

Когда нарушения накапливаются и возникают вторичные эффекты, такие как метаболический стресс и нарушение регуляции глюкозы, устранения первоначальной проблемы уже недостаточно.

Инсулинорезистентность как основной фактор

При таких состояниях, как болезнь Альцгеймера, усвоение и использование глюкозы нарушены. Вот почему болезнь Альцгеймера иногда называют диабетом 3-го типа. Об этом рассказала The Epoch Times Энджел Планеллс, зарегистрированный диетолог из Сиэтла.

Первое существенное изменение нестабильности мозговых сетей происходит одновременно с ростом резистентности к инсулину. Часто измеряемой по HbA1c — маркеру долгосрочного уровня сахара в крови. Нейроны зависят от двух основных источников энергии: глюкозы и кетонов. В то время как некоторым нейронам требуется инсулин для доступа к глюкозе, те, которые становятся устойчивыми к инсулину, испытывают трудности с использованием этого топлива. Это состояние, известное как «инсулинорезистентность», сказал Мухика-Пароди.

Поскольку клетки теряют способность эффективно использовать глюкозу — свой основной источник энергии, — метаболический стресс увеличивается. тем самым замедляя передачу сообщений между нервными клетками. И способствуя снижению когнитивных функций.

По словам Мухики-Пароди, когда нейроны становятся резистентными к инсулину, они теряют способность получать доступ к глюкозе, но по-прежнему могут использовать кетоны, которые не требуют инсулина для метаболизма и являются альтернативным источником энергии.

Было показано, что даже у пожилых людей с легкими когнитивными нарушениями или болезнью Альцгеймера клетки мозга все еще могут поглощать кетоны, хотя на этой стадии необратимые повреждения могут ограничить их эффективность.

Вот почему определение временных рамок для вмешательства имеет решающее значение для превентивной защиты мозга.

Окончание доступно по ссылке https://rudeyko-spb.ru/2025/04/08/оптимальное-время-для-профилактики-в/