А давайте я вам для разнообразия про своих учеников расскажу. Тем более, что большинство сейчас "инопланетного" происхождения. Ну вы понимаете с какой планеты - из Созвездия "Галушка". На днях еще один появился, так, не поверите, прямо оттуда, посредством видеозвонков. Сидит дома и прячется... А родители его уже два года здесь. Оба вменяемые, оба уже давно работают. И все надеются, что сыну удастся выбраться и приехать к ним в Германию. Потому и немецкий взялся учить.
А все остальные пока персонально предпочитают. Правда, есть одна девочка из Испании, но ее семья из Баку, с армянскими корнями. Учимся мы посредством русского языка и немного английского. Потому что испанского я не знаю, а она, к счастью, владеет русским достаточно хорошо. Спасибо родителям, у которых хватило умственных способностей сохранить русский. А то попадались мне тут такие семейки, которые практически отучали своих детей от русского, делали из них немцев.
Но вернемся к моим "инопланетным" пациентам. Прежде всего, когда ко мне обращаются с просьбой позаниматься с кем-то из них немецким, то я провожу тест на вменяемость. А то не хотелось бы нарваться, как это со мной уже однажды случилось, когда одна дама из Запорожья мне лекции по "истории" читала. Тест очень простой: я им сразу предъявляю учебник, изданный в Москве (я приобрела его еще в 2004 году), и смотрю на реакцию - будет приступ или не будет. Вроде как тест на одержимость. Будут крики и корчи или ритуал экзорцизма не потребуется. Пока приступов ни у кого не случилось. Все спокойно воспринимают. Следовательно, можно продолжать.
Даже у одной державноговорящей мамы обморока не случилось. Кстати, для ее дочки я даже раскопала учебник немецкого на державном! Между прочим, очень неплохой учебник. Материал излагается последовательно и доступно, с кучей упражнений. Но проблема обнаружилась в самой ученице, которая не понимала на мове правил. Она, собственно, и на других языках мало что понимала. Потому что семья была из какого-то села, многодетная, и особых желаний учиться никто не проявлял. Хотя у детей потенциал есть. Труд только приложить. Вопрос в том, кто будет прикладывать? У мамы шестеро детей, младшая девочка уже в Германии родилась.
Вот не хотелось бы никого обижать, и обобщать тоже не хотелось бы, но кое-что общее я все же заметила. У них у всех проблема с вниманием, концентрацией, логикой и памятью. Очень плохой почерк. А давно известно, что хороший почерк дисциплинирует мозг и улучшает мышление. Создается впечатление, что их вообще не учили пользоваться письменными принадлежностями. Они пишут как первоклассники, чуть ли не с высунутым языком от прилагаемых усилий. Понятно, что виноваты еще и смартфоны. И проблемы с концентрацией и запоминанием оттуда же. Зачем что-то помнить, прилагать усилия, если под рукой всегда гаджет со всеми ответами? Зачем учить слова, если всегда есть возможность подсмотреть в онлайн-словаре? Я вовсе не против смартфонов или онлайн сервисов. Я сама ими пользуюсь. Я даже удивляюсь тому, как же мы когда-то без всего этого обходились, сколько времени тратили на поиски слов в огромных словарях. У меня эти словари до сих пор на полках стоят как памятник "досмартфонной" эпохи человечества. Иногда даже ностальгирую. Это было какое-то особое чувство сопричастности, когда открываешь огромный фолиант с тонюсенькими, почти прозрачными листами и ищешь нужное слово. Как будто занимаешься дешифровкой древнего манускрипта.
Но онлайн-словарь очень облегчает жизнь для изучающих иностранный язык. Там и произношение, и примеры употребления слов. Только учи! Созданы все условия. Но нет... Пару дней назад с одним "инопланетным" учеником мы читали текст, аналог сказки "О рыбаке и рыбке". Прочитали, перевели. И следующим задание было пересказать текст своими словами. Ученик на меня уставился в искреннем недоумении и спросил:
-А зачем это надо?
-Чтобы научиться излагать свои мысли на немецком языке, чтобы разговаривать.
Ответ его был таков:
-А мне не надо разговаривать. Я все равно с одноклассниками не общаюсь.
-А с учителями?
-И с учителями тоже.
Тем не менее, этот ученик каким-то чудом второй год удерживается не в самой плохой гимназии. В прошлом году ему сделали большое одолжение как чудом спасшемуся из самой страдающей страны, а в этом году, скорее всего, пощады уже не будет. Все прочие ученики таких привилегий не получили. Их скопом отправили в Realschule+. Так с некоторых пор называются бывшие Hauptschule. Hauptschule - школа для скажем так не самых одаренных детишек. Но их упразднили как оскорбляющие человеческое достоинство и нарушающие права хомо сапиенс. Мол, все должны быть в равных условиях. Никаких тебе преимуществ.
Кстати, уже в новом Бундестаге "Левые" внесли предложение отменить в школах домашнее задание. Чем они это мотивировали? А тем самым пресловутым неравенством. Мол, у некоторых школьников родители (о ужас!) достаточно образованы, чтобы этим школьникам помочь! Эти родители имели наглость получить высшее образование, стать врачами, инженерами, программистами и даже учителями! Но не всем же так повезло с родителями. Есть же родители бездельники, любители крепких напитков, крепких веществ, да и вообще с недостатком нейронов в черепе. И помочь своим детям с домашним заданием они не могут. Поэтому надо всех уравнять! Никаких домашних заданий. Привет Абырвалгу, как говорится.
Если так дальше пойдет, то и моя сфера деятельности попадет под запрет. Левые так же обозначат это ускорителем неравенства. Одни родители могут платить, те, которые (о ужас!) образованные и с хорошей профессией, а другие, те, которые "наслаждаются жизнью", платить не могут. Вот вам и неравенство. А с неравенством надо бороться. Чтобы все были... абырвалг.