«Имя, число, миф – стихия нашей с тобой жизни»
Из письма А.Ф. Лосева своей жене В.М. Лосевой (в период заключения)
Алексей Федорович Лосев родился 10 сентября (23 сентября) 1893 года в городе Новочеркасске. Отец, Ф.П. Лосев, работал архивариусом в Духовной консистории. Мать, Н.А. Лосева, вела домашнее хозяйство. А.Ф. Лосев был крещен дедом, протоиереем о. Алексеем Поляковым, настоятелем храма Михаила Архангела. О том, что А.Ф. Лосев в плане характера унаследовал от своих родителей, А.А. Тахо-Годи пишет следующее: «Как признавался сам Лосев, от отца к нему перешел «разгул и размах, его вечное искательство и наслаждение свободой мысли и бытовой несвязанностью ни с чем».
Добавим сюда – страсть к музыке, скрипке, математике, театру (драме и опере), церковному пению, колокольному звону, артистизм, явленный в науке, в игре ума и мысли, в тончайших диалектических построениях философских категорий, в преподавании. Нет, немалое наследство перешло от беспутного отца к строгому логику, философу мифа, имени и числа, чьи книги – апофеоз системы – высокого горения ума, духа и сердца… А мать? Тихая, скромная, беззаветно любящая сына. От матери же унаследовал Алексей Федорович строгие моральные принципы, те добродетели, о которых мы просим в Великий пост в молитве Ефрема Сирина: дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. А дед, строгий протоиерей? От деда идет глубокая внутренняя связь с храмом и храмовым действом». В 1903 году А.Ф. Лосев поступает в классическую гимназию в Новочеркасске, которую заканчивает с золотой медалью в 1911 году. Одновременно заканчивает частную музыкальную школу по классу скрипки у Ф.А. Стаджи, известного педагога-итальянца. В 1911 году поступает в Московский Императорский университет; заканчивает его в 1915 году сразу по двум отделениям историко-филологического факультета – философскому и классической филологии. Диплом «О мироощущении Эсхила» получает одобрение у поэта-символиста Вяч. Иванова. Лосев оставлен при университете на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию под руководством проф. Н.И. Новосадского. Одновременно преподает в гимназиях литературу и латинский язык. В 1916-1922 гг. выступает с докладами по философии Платона и Аристотеля в Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева, в Вольной академии духовной культуры Н. А. Бердяева, в Психологическом обществе при Московском университете, в философском кружке Л. М. Лопатина. В 1917 году снимает комнату на Воздвиженке 13, кв. 12, у М.В. и Т.Е. Соколовых, где знакомится с их дочерью Валентиной Михайловной. В 1922 г. венчается с В.М. Соколовой в Сергиевом Посаде, обряд проводит о. П. Флоренский. В 1923 году сближается иеромонахом о. Митрофаном (Тихоновым) из закрытой Зосимовой пустыни, который поселяется под видом родственника у Лосевых. В 1924 году знакомится с афонским архимандритом о. Давидом (Мухрановым), который становится духовником Лосевых. В 1929 г. принимает вместе с женой тайный монашеский постриг, берет имя Андроник. 1920-е гг. – крайне интенсивный для Лосева творческий период. Помимо собственно философской и культурологической проблематики, в этот период Лосев занят богословскими проблемами имени. Выступает с имяславскими докладами и тезисами.
Главным плодом деятельности этого периода становится «восьмикнижие», которое выходит в 1927-1930 гг.: «Философия имени», «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа».
Под предлогом незаконных вставок в «Диалектику мифа» 18 апреля 1930 г. Лосев подвергается аресту. Четыре с половиной месяца сидит в одиночной камере, а затем – 17 месяцев во внутренней тюрьме Лубянки. 20 сентября 1931 года объявление приговора: А.Ф. Лосеву 10 лет лагерей, В. М. Лосевой 5 лет лагерей. Проводит несколько лет в лагерях на Беломорско-Балтийском канале. 4 августа 1933 года постановлением ЦИК СССР снята судимость, и А.Ф. Лосев восстановлен в гражданских правах.
В 1935-1940 гг. А.Ф. Лосев работает в московских вузах. По решению ЦК ВКП(б) ему запрещено заниматься философией, но разрешается античная эстетика и античная мифология. В ночь на 12 августа 1941 г. от бомбежки рушится дом по Воздвиженке 13, где жили Лосевы и Соколовы, погибает библиотека А.Ф. Лосева. Переезд на Арбат, д. 33, кв. 20.
16 октября 1943 года Лосев утвержден в степени доктора филологических наук без защиты диссертации (honoris causa). В 1944 году переходит в МГПИ им. Ленина. Работает на кафедре классической филологии, далее на кафедре русского языка и кафедре общего языкознания, занят преподавательской деятельностью. В 1956 году начинает работу над «Историей античной эстетики». С 1957 года начинается регулярное издание трудов А. Ф. Лосева. С 1963 по 1988 г. выходит в 8 томах «История античной эстетики». На старости лет Лосев получает всеобщее признание в отечественном научном сообществе.
А. Ф. Лосев скончался 24 мая 1988 г., в день святых Кирилла и Мефодия. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В Москве на улице Арбат, дом 33 работает библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева». 23 сентября 2006 года во дворе Библиотеки был открыт первый в России памятник Лосеву — бронзовый бюст на гранитном постаменте работы заслуженного деятеля искусств России Василия Герасимова.
В целом А. Ф. Лосев является продолжателем «соловьевской» линии русского философствования (в юности Лосев испытал большое влияние философии В. Соловьева); он может быть смело причислен к «религиозной философии». Но, несмотря на религиозную и даже мистическую мотивированность его исканий, Лосев является строгим логиком и диалектиком. Его перу принадлежат сотни трудов по классической филологии, платонизму, неоплатонизму, христианской теологии, имяславию, философии имени, мистике, эстетике, философии музыки, философии искусства, семиотике, семантике, литературоведению; Лосеву также принадлежат переводы с греческого, латинского, немецкого и других древних и современных языков. Грандиозность и масштабность лосевского наследия, безусловно, не имеет аналогов в русской философии.
Основные работы А.Ф. Лосева
- «О мироощущении Эсхила» (1914-1915)
- «Философия имени» (1927)
- «Античный космос и современная наука» (1927)
- «Диалектика художественной формы» (1927)
- «Музыка как предмет логики» (1927)
- «Диалектика числа у Плотина» (1928)
- «Критика платонизма у Аристотеля» (1929)
- «Очерки античного символизма и мифологии» (1930)
- «Диалектика мифа» (1930)
- «Эстетика Возрождения» (1978)
- «История античной эстетики» (1968–1992)
Список очерков о философе
- Очерк философии
- Гимназические сочинения
- Атеизм и его происхождение
- Ранний период. Ч. 1
- Ранний период. Ч. 2
- Значение наук и искусств
- Русская философия
- Эрос у Платона
- О мироощущении Эсхила. Ч. 1
- О мироощущении Эсхила. Ч. 2
- Строение художественного мироощущения
- Очерк о музыке
- О философском мировоззрении Скрябина. Ч. 1
- О философском мировоззрении Скрябина Ч. 2
- Философский комментарий к Вагнеру
- Размышления о Боге, мире и человеке
- Психология мышления
- Имяславие. Ч. 1
- Имяславие. Ч. 2
- Имяславие. Ч. 3
- Философия имени. Ч. 1
- Философия имени. Ч. 2
- Философия имени. Ч. 3
- Философия имени. Ч. 4
- Философия имени. Ч. 5
- Философия имени. Ч. 6
- Вещи и имя
- Очерки античного символизма и мифологии. Ч. 1
- Очерки античного символизма и мифологии. Ч. 2
- Очерки античного символизма и мифологии. Ч. 3
- Диалектика мифа. Ч. 1
- Диалектика мифа. Ч. 2
- Диалектика мифа. Ч. 3
- Музыка как предмет логики
- Античный космос и современная наука
- Диалектика художественной формы. Ч. 1
- Диалектика художественной формы. Ч. 2
- Диалектика художественной формы. Ч. 3
- Критика платонизма у Аристотеля. Ч. 1
- Критика платонизма у Аристотеля. Ч. 2
- Диалектика числа у Платона
- Дополнения к диалектике мифа. Ч. 1
- Дополнения к диалектике мифа. Ч. 2
- Дополнения к диалектике мифа. Ч. 3
- Самое само. Ч. 1
- Самое само. Ч. 2
- Самое само. Ч. 3
- Самое само. Ч. 4
- История античной эстетики. Ч. 1
- История античной эстетики. Ч. 2
- Неоплатонизм, изложенный ясно, как солнце
- Лосев и марксизм. Ч. 1
- Лосев и марксизм. Ч. 2
- Лосев и марксизм. Ч. 3
- Эстетика Гомера
- Гомер
- Эстетика элеатов
- Эстетика Гераклита
- Эстетика Демокрита
- Математический характер ранней классики
- Личность, судьба, время
- Искусство и человек
- Софисты
- Сократ
- Киники
- Материализм и идеализм
- Платон. Ч. 1
- Платон. Ч. 2
- Платон. Ч. 3
- Платон. Ч. 4
- Лосев и Платон. Ч. 1
- Лосев и Платон. Ч. 2
- Лосев и Платон. Ч. 3
- Аристотель. Ч. 1
- Аристотель. Ч. 2
- Стоицизм
- Эпикурейство
- Скептицизм. Ч. 1
- Скептицизм. Ч. 2
- Эллинистически-римская эстетика
- Поздний эллинизм
- Плотин. Ч. 1
- Плотин. Ч. 2
- Империатор Юлиан
- Прокл. Ч. 1
- Прокл. Ч. 2
- Двенадцать тезисов об античной культуре
- Символ
- Метафора театральной сцены
- Эстетика возрождения
- Обратная сторона титанизма
- Цезарь Борджиа
- Ограниченность индивидуализма
- Теория языка
- Онтология языка
- Проблема интерпретации знака
- Живописность
- Метафора
- Поток сознания
- Смысловая валентность
- Учение стоиков о языке
- Художественный стиль
- Что не есть стиль
- Свобода и принудительность в стиле
- Сущность определения стиля
- Первичные модели стиля
- Книга Лосева о Соловьёве
- Соловьёв-студент
- Последний период творчества Соловьёва
- Обзор философских начал цельного знания
- Обзор критики отвлеченных начал
- Обзор исторических дел философии
- Бибихин о Лосеве
- Некролог
Ознакомиться с очерками о философе - тут
Расширенный список русских философов: перейти