Найти в Дзене
#Эксперт РСХБ

Кто первым дает обратную связь в паре

Активный участник говорит: Пассивный участник говорит: Иногда можно комбинировать оба подхода: Этот компромисс позволяет сохранить баланс между объективностью и самоанализом, а также даёт каждому участнику возможность развить разные навыки. Очередность зависит от целей обучения:
Оглавление

Первая точка зрения: Обратную связь первым даёт активный участник (тот, кто выполнял основное действие).

Логика подхода:

  • Самоанализ и рефлексия. Активный участник, выполнявший задание, находится в лучшей позиции для оценки своего поведения. Он уже осознал, что получилось, а что нет, и может поделиться своими выводами.
  • Развитие ответственности. Когда активный участник первым оценивает свои действия, это помогает развивать ответственность за свои результаты.
  • Открытость к обратной связи. Если активный участник начинает с самооценки, он становится более готовым воспринимать комментарии от пассивного участника и тренера.

Как это выглядит на практике:

Активный участник говорит:

  • "Я думаю, что мне удалось сформулировать основные аргументы, но я заметил, что недостаточно чётко отвечал на вопросы клиента."
  • "Моя цель была успокоить клиента, но мне кажется, я перебивал его, и это вызвало напряжение."

Преимущества подхода:

  • Укрепляет навык рефлексии.
  • Позволяет активному участнику первым обозначить сильные стороны и зоны роста, направляя дальнейшую обратную связь.

Вторая точка зрения: Обратную связь первым даёт пассивный участник (наблюдатель или партнёр).

Логика подхода:

  • Чистое восприятие. Пассивный участник может поделиться своими наблюдениями, которые не зависят от самокритики активного участника. Это важно, так как активный участник может "задать тон" своими словами, ограничив восприятие других.
  • Объективность. Пассивный участник оценивает ситуацию со стороны, не вовлечённый эмоционально, и может указать на детали, которые сам активный участник мог упустить.
  • Развитие навыка наблюдения. Пассивный участник учится не просто наблюдать, но и анализировать и выражать свои наблюдения конструктивно.

Как это выглядит на практике:

Пассивный участник говорит:

  • "Я заметил, что вы хорошо слушали клиента, но в какой-то момент слишком быстро перешли к предложению решения."
  • "Мне понравилось, как вы использовали уточняющие вопросы, но в конце не подвели итог, что могло оставить клиента в сомнениях."

Преимущества подхода:

  • Обеспечивает объективность обратной связи.
  • Развивает аналитические способности пассивного участника.

Аргументы за обе точки зрения.

Когда первым говорит активный участник:

  • Если задача обучения — развить навыки рефлексии и самооценки.
  • Если активный участник имеет достаточный опыт для конструктивного анализа своих действий.
  • Если важно, чтобы активный участник первым осознал свои успехи и ошибки, а затем выслушал альтернативные мнения.

Когда первым говорит пассивный участник:

  • Если активный участник новичок и может быть слишком критичным к себе или, наоборот, пропустить важные аспекты.
  • Если пассивный участник обладает более развитым навыком анализа и может задать правильное направление обсуждению.
  • Если задача обучения — развить аналитические и коммуникативные навыки наблюдателей.

Компромиссный подход

Иногда можно комбинировать оба подхода:

  1. Начинает пассивный участник, который даёт объективный анализ ситуации и выделяет ключевые моменты.
  2. Затем активный участник оценивает свои действия, опираясь на комментарии и дополняя их своим видением.

Этот компромисс позволяет сохранить баланс между объективностью и самоанализом, а также даёт каждому участнику возможность развить разные навыки.

Вывод

Очередность зависит от целей обучения:

  • Если вы хотите развить самоанализ — начинает активный участник.
  • Если важно объективное восприятие и структурированный анализ — первым выступает пассивный участник.
  • Комбинация подходов позволяет достичь баланса и создать максимально конструктивное обсуждение.