Найти в Дзене
Мото Фанатики

Золотые годы Мотоцикла

После второй мировой войны темпы совершенствования мотоциклов заметно снизились. В противоположность разнообразию ранних лет период с 40-х до начала 60-х годов характеризовался большим числом одно- и двухцилиндровых моделей, выпускавшихся британской промышленностью и господствовавших на рынке мотоциклов. В те годы на дорогах задавали тон "Доминатор" фирмы "Нортон", "Золотая звезда" фирмы "БСА", "Тэндербэрд" фирмы "Триумф" и "Веном" фирмы "Велосетта". Сейчас эти названия вызывают ностальгию по мотоциклетной эпохе "крови и грома", когда дороги были свободны, ограничения шума и скорости куда менее строги, а езда на мотоциклах радовала мотоциклистов отчуждением от общества. Несмотря на отсутствие в мире мотоциклов революционных преобразований, они в эти годы продолжали постепенно совершенствоваться. Типичный родстер конца 40-х годов отличался от будущих моделей отсутствием задней подвески, непродуманной перекладиной передней вилки, простым велосипедным седлом, ручным регулированием опереж

После второй мировой войны темпы совершенствования мотоциклов заметно снизились. В противоположность разнообразию ранних лет период с 40-х до начала 60-х годов характеризовался большим числом одно- и двухцилиндровых моделей, выпускавшихся британской промышленностью и господствовавших на рынке мотоциклов.

"Бруф Супериор", красу и гордость 40-50-х годов, выпускали ещё долго после прекращения производства таких моделей
"Бруф Супериор", красу и гордость 40-50-х годов, выпускали ещё долго после прекращения производства таких моделей

В те годы на дорогах задавали тон "Доминатор" фирмы "Нортон", "Золотая звезда" фирмы "БСА", "Тэндербэрд" фирмы "Триумф" и "Веном" фирмы "Велосетта". Сейчас эти названия вызывают ностальгию по мотоциклетной эпохе "крови и грома", когда дороги были свободны, ограничения шума и скорости куда менее строги, а езда на мотоциклах радовала мотоциклистов отчуждением от общества.

Модель "Чиф V-твин" фирмы "Индиан", снятая с производства в 1953 году. После этого попытки фирмы выпускать машины английского стиля с двумя параллельными цилиндрами успеха не принесли.
Модель "Чиф V-твин" фирмы "Индиан", снятая с производства в 1953 году. После этого попытки фирмы выпускать машины английского стиля с двумя параллельными цилиндрами успеха не принесли.

Несмотря на отсутствие в мире мотоциклов революционных преобразований, они в эти годы продолжали постепенно совершенствоваться. Типичный родстер конца 40-х годов отличался от будущих моделей отсутствием задней подвески, непродуманной перекладиной передней вилки, простым велосипедным седлом, ручным регулированием опережения зажигания и низкооборотным двигателем с малой степенью сжатия, обусловленной низкооктановым горючим военных лет. Окраска была тусклой, часто цвета хаки. Такие роскошества, как спидометр, тормозные огни и удобная седельная подушка, были редкостью.

Этот "Нортон" с объемом цилиндров двигателя 750 см3 разыгрывался в лотерее основанного в 1959 году Лондонского клуба. Типичная английская машина середины 60-х годов с двумя параллельными цилиндрами
Этот "Нортон" с объемом цилиндров двигателя 750 см3 разыгрывался в лотерее основанного в 1959 году Лондонского клуба. Типичная английская машина середины 60-х годов с двумя параллельными цилиндрами

В 50-е годы мотоциклы изменились за счет яркой окраски, телескопических вилок, плунжерной и рычажной задней подвески, спидометров, двойных сидений и усовершенствованного электрооборудования. четырехтактные двигатели получили компактность, более высокую степень сжатия и алюминиевые цилиндры для улучшения вида и снижения веса. В середине 50-х годов 650-кубовый "Триумф" или "БСА" с двумя цилиндрами и хорошей коляской развивали скорость 160 км/ч.

Священник-мотоциклист преподобный Билл Шерголд, покупающий новый "Триумф", основал в 1959 году клуб и был выдающейся фигурой среди британских мотолюбителей в 60-е годы.
Священник-мотоциклист преподобный Билл Шерголд, покупающий новый "Триумф", основал в 1959 году клуб и был выдающейся фигурой среди британских мотолюбителей в 60-е годы.

В Англии производители мотоциклов шли от успеха успеху, продав в наиболее удачном 1959 году 330 000 машин внутри страны. Хорошо продавались английские мотоциклы и в США, где собственное производство серьезно страдало из-за плохого руководства и отсутствия малых моделей. Одна из двух крупнейших американских фирм, "Индиан", в 1953 году построила свой последний большой мотоцикл с V-образным двигателем, а другая "Харлей", в 1955 году продала меньше 10 000 машин.

Эти мотоциклисты, оставив повседневные заботы, отъезжают от лондонского Трафальгар-сквера расклеивать плакаты во время Недели христианской помощи в 1960 году.
Эти мотоциклисты, оставив повседневные заботы, отъезжают от лондонского Трафальгар-сквера расклеивать плакаты во время Недели христианской помощи в 1960 году.

Однако у английских фирм больше конкурентов было в Европе, где фирмы "БМВ" и "НСУ" быстро восстановились после войны. В Италии фирмы "Дукати" и "Гилера" и "МВ Агуста" создавали скоростные 100- и 125-кубовые спортивные мотоциклы, участвовавшие в шоссейных гонках, например Милан-Таранто и Жиро-д-Итали. Росла и популярность мотороллеров. У новейших моделей "Веспа" и "Ламбретта" были преимущества перед прежними в защите от непогоды и, хотя и субъективно, в стиле. По сравнению с ними английские соперники, в основном с двухтактными двигателями "Вильерс", продавались плохо.

Модель "Ванна" фирмы "Триумф", полностью закрытая сзади (1957 г., 350-кубовая "Модель 21"). Позднее эту модель выпускали с двухцилиндровым двигателем, но она не приобрела популярности
Модель "Ванна" фирмы "Триумф", полностью закрытая сзади (1957 г., 350-кубовая "Модель 21"). Позднее эту модель выпускали с двухцилиндровым двигателем, но она не приобрела популярности

Италия также атаковала английское господство на гоночных трассах, продолжавшееся после введения в 1949 году мировых чемпионатов. Мотоциклы "АЖС", "Нортон" и "Велосетта", преуспевавшие в первые несколько лет, уступили дорогу четырехцилиндровым "илера" и "МВ Агуста", а в легких классах "Мото Гуцци" и "Мондиаль", которые боролись с германскими "НСУ". На шоссе Англия в середине 50-х годов еще лидировала, но неприятности уже угрожали фирмам, самодовольство которых привело к сокращению инвестиций и разработок.

650-кубовый "Бонневиль" фирмы "Триумф" был самой известной английской двухцилиндровой машиной
650-кубовый "Бонневиль" фирмы "Триумф" был самой известной английской двухцилиндровой машиной

С началом 60-х годов длительному господству английской промышленности стала все сильнее угрожать Япония. В 1960 году глава фирмы "Триумф" Эдвард Тернер посетил несколько японских предприятий и вернулся с предупреждением (принесшим мало пользы) об опасно быстром росте тамошнего мотоциклетного производства. К тому времени японская фирма "Хонда" уже сделала первый успешный шаг к соперничеству в гонках на острове Мэн.

В выставочных залах среди растущего ассортимента хорошо разработанных и прекрасно изготовленных малолитражных мотоциклов росло внимание к 50-кубовому мотороллеру "С100", девиз которого: "На "Хонде" вы встретите самых заботливых производителей" - помог привлечь более полумиллиона покупателей в год. Несмотря на это, многие европейские производители продолжали предполагать, что японцы еще долго будут строить только малолитражные мотоциклы.

Соихиро Хонда и его компаньон Такео Фуджисава возглавили борьбу Японии против господства Англии на рынке мотоциклов
Соихиро Хонда и его компаньон Такео Фуджисава возглавили борьбу Японии против господства Англии на рынке мотоциклов

В 1965 году фирма "Хонда" выпустила двухцилиндровый "СВ450", который успешно конкурировал с традиционными английскими "двойками". А "Хонде" наступали на пятки фирмы "Кавасаки", "Сузуки" и "Ямаха" со своими большими мотоциклами, и английские фирмы уже ничего не могли сделать, тобы сохранить свое лидерство на рынке.

Продолжение следует... ("Мотоциклы. Энциклопедия", Р. Браун)