Найти в Дзене
Строительный мир

Единственный в стране: уникальный мост России, который чуть не снесли

Этот мост называют истинным шедевром инженерной мысли. Он является единственным подобным объектом в России с такой рекордной пологостью сводов. При его сооружении пришлось провести уникальную операцию по спрямлению русла реки. В свое время сооружением восхищались многие иностранные специалисты. Более того, о нем упоминается в ряде отечественных и зарубежных учебников и монографий. До сих пор этот переход служит по назначению, пропуская ежедневно тысячи автомобилей. Речь идет о каменном мосте через реку Пахра, расположенном в Подмосковье близ села Ям и являющегося сегодня частью Каширского шоссе. Некогда для преодоления водной преграды на данном участке использовали наплавной мост, который упоминается еще в источниках XVII в. В отдельных статьях отмечается, что в 1864 году по системе Гау на этом месте возвели деревянный объект (а где-то и вовсе пишут, что в 1864 г. сдали нынешний каменный мост). Однако, если опираться на источники XIX в., произошло это несколько позднее. Журналы Московс

Этот мост называют истинным шедевром инженерной мысли. Он является единственным подобным объектом в России с такой рекордной пологостью сводов. При его сооружении пришлось провести уникальную операцию по спрямлению русла реки. В свое время сооружением восхищались многие иностранные специалисты. Более того, о нем упоминается в ряде отечественных и зарубежных учебников и монографий. До сих пор этот переход служит по назначению, пропуская ежедневно тысячи автомобилей.

© yandex.ru/maps (Мостовой переход через р. Пахра)
© yandex.ru/maps (Мостовой переход через р. Пахра)

Речь идет о каменном мосте через реку Пахра, расположенном в Подмосковье близ села Ям и являющегося сегодня частью Каширского шоссе. Некогда для преодоления водной преграды на данном участке использовали наплавной мост, который упоминается еще в источниках XVII в. В отдельных статьях отмечается, что в 1864 году по системе Гау на этом месте возвели деревянный объект (а где-то и вовсе пишут, что в 1864 г. сдали нынешний каменный мост). Однако, если опираться на источники XIX в., произошло это несколько позднее.

Журналы Московского губернского Земского собрания за декабрь 1875 года. — М., 1876. — С. 456, 460:

«Комиссия полагала бы на первое время ограничиться решением об устройстве Каширского шоссе до Старо-Фроловского Яма и об устройстве в последнем постоянного моста через реку Пахру... На основании изложенного комиссия имеет честь предложить собранию приступить в предстоящие два года к шоссировке каширской дороги до Старо-Фроловского Яма с устройством постоянного моста в последнем».
Мост в конце 1970-х – начале 1980-х гг.
Мост в конце 1970-х – начале 1980-х гг.

Непосредственно каменный мост появился на месте деревянного в 1928 году — официальное открытие движения по новой дороге состоялось 7 ноября. Его построили по чертежам инженера Н. И. Мельникова, который, к слову, лично и руководил возведением объекта. В ходе подготовительных мероприятий в зоне строительства спрямили русло Пахры — река здесь делала небольшую петлю.

Трехпролетный мост, своды которого опираются на два массивных быка, возводили из кирпича, белого камня, серого гранита (его использовали в сводах пролетов), железобетона и бутобетона. Применение последнего позволило несколько сократить расходы. Дина перехода составила 113 м, ширина сводов — 8,5 м, ширина пролетов среднего и двух крайних сводов — 35 и по 25 м соответственно, ширина наружных стен — 0,8 м.

Уникальность моста заключается в соотношении высоты арок к их длине — у крайних пролетов примерно 1/6, а у среднего свода — 1/7. Обычно данный показатель составляет 1/2. Таким образом, переход через Пахру является единственным в стране мостом с такой рекордной пологостью сводов. Считается, что Мельникова на подобный проект вдохновили некоторые нереализованные инициативы его предшественников, включая оставшуюся на бумаге работу французского инженера-мостостроителя Ж.-Р. Перроне.

Последний по заказу Екатерины II в 1778-м подготовил соответствующие чертежи — он предложил построить в Санкт-Петербурге семипролетный разводной мост через Неву, на быках которого предусматривались башни в виде триумфальных арок для размещения разводных механизмов. Но в 1791 году по ряду причин предложение Перроне отклонили.

Что касается сооружения на Каширском шоссе, то оно по назначению (без проведения капитального ремонта) прослужило ровно 70 лет. Однако, в 1998-м затеяли его реконструкцию — объект уже не справлялся со все возрастающей нагрузкой. При этом, изначально каменную конструкцию предложили полностью перестроить — то есть советский мост намеревались попросту разобрать и возвести на его месте новый.

Но такой подход устроил далеко не всех. Идея демонтажа уникального объекта, единственного в своем роде на территории России, тогда откровенно удивила многих экспертов (инженеров, архитекторов, историков), а также местных жителей, для которых мост оставался важной достопримечательностью. В итоге, инвесторов и заказчиков удалось убедить в необходимости сохранения этого памятника русской инженерной мысли. Правда, при реконструкции парапет моста, отличающийся раздвоенными выступами, заменили на обычные металлические решетки.

© public domain (Мост через Енисей, демонтированный в 2007 г.)
© public domain (Мост через Енисей, демонтированный в 2007 г.)

К сожалению, не все уникальные мосты, которые некогда удивляли мир и удостаивались самых высоких наград на международных выставках, удалось сохранить в России. Например в 2007 году разобрали и сдали на металлолом железнодорожный мост через Енисей, который некогда был частью Транссиба. Подробнее об этом удивительном и навсегда потерянном объекте можно прочитать в нашей отдельной статье по ссылке ниже.

«Одно из замечательных сооружений России»: от восторгов и золотой медали до сдачи в металлолом
Строительный мир27 июня 2022

Изображения в статье — В. Слетов / mindraw.web.ru и yandex.ru/maps