Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Конец U-67 и показания трёх выживших

Конечно, из состава верхней вахты. Лодка затонула в течение 4-5 секунд и у находившихся в прочном корпусе шансов остаться в живых не было.

Сразу следует обратить внимание, что в различных источниках и даже показаниях пленных с одной лодки некоторые подробности заметно отличаются, но тут уж ничего не поделаешь...

В двух предыдущих статьях рассказ об U-67 опирался на записи в её журнале боевых действий. А теперь о том же по материалам допросов американцами выживших членов её команды.

Лейтенант резерва ВМС США Роберт П. Уильямс из 13-й сводной эскадрильи с эскортного авианосца USS Core (CVE-13) снизился на своем Avenger до высоты 120 метров, прежде чем сбросить четыре глубинные бомбы Mark 47 на полностью всплывшую лодку, одна из которых взорвалась рядом с подводной лодкой. Вот на нечётком снимке начальный момент её взрыва

Пятеро человек были выброшены с мостика, а обломки и быстро расползающееся нефтяное пятно всплыли на поверхность.

-2

С самолёта сбросили спасательные жилеты, но двое немцев утонули до того, как американский эсминец USS McCormick достиг этого места примерно через час после атаки. Остальные трое были спасены и взяты в плен.

Лейтенант Уильямс и его радист ARM 1/C Моррис Гринстед рядом с торпедоносцем TBF-1 Avenger

-3

Из докладной записки командира эсминца

-4

1. 16 июля 1943 года в 06:35 по времени ЗЕБРА корабль спас трех выживших с немецкой подводной лодки, атакованной одним из наших самолетов. Координаты подводной лодки во время атаки были 30 ° 07' с.ш., 44 ° 26' з.д.

2. Пленные, когда их спасли, плыли, поддерживаемые спасательными жилетами, сброшенными атакующим самолетом. Все трое были в добром здравии.

Из более тщательного опроса уже на берегу с некоторыми выводами:

"...Все трое пленных были необычайно хорошо подготовлены в вопросах сохранения информации и были крайне подозрительны к своим допрашивающим. Однако двое в конечном итоге ответили на большинство вопросов

Командиром лодки был капитан-лейтенант Гюнтер Мюллер-Штокхайм. Его семья владеет поместьем недалеко от Брауншвейга.

Пленные с U-67 были экстравагантны в своих похвалах Мюллеру. Они утверждали, что он был превосходным офицером, дружелюбным, с хорошим чувством юмора и заботился об интересах экипажа. Один из пленных рассказал о его технических способностях, сказав, что однажды он спроектировал механическую игрушку для пятилетнего ребенка офицера - инженера. Он поручил изготовить её рядовым членам машинной команды. Говорят, что прозвище Мюллера было «Аллигатор».

В январе 1942 года он заменил прежнюю эмблему со свастикой на рубке изображением серны или горного козла над звездой

Мюллер-Штокхайм в белой фуражке
Мюллер-Штокхайм в белой фуражке

Он нарисовал их на рубке собственными руками. Пленные утверждали, что всякий раз, когда требовалось обновить краску, Мюллер настаивал на том, чтобы сделать это самому.

Экипаж U-67 слушал трансляцию Kameraschaftadienst по вторникам и пятницам вечером. На борту имелась коллекция пластинок, а по воскресеньям проводился «концерт». Люди записывали свои предпочтения, и эти пластинки проигрывались. Музыка транслировалась по громкоговорящей связи. Концерт длился несколько часов, чтобы несущие вахту в дизельном отсеке и вахтенные на мостике, могли после смены насладиться музыкой. По субботам вечером или по воскресеньям команде давали пиво. Пиво также подавали, когда у кого-то из членов экипажа был день рождения.

Старшим офицером U-67 был лейтенант Вальтер Отто. Он родился 10 сентября 1920 года в Клоу. Его отец был федеральным судьей, рассматривавшим уголовные дела в суде Вюртемберга.

-6

Отто — типичный нацист — подозрительный, угрюмый, молчаливый и лишенный манер. Он почти не говорил ни слова своим допрашивающим и отказывался верить их заявлениям о ходе войны. Он был настолько озабочен сохранением информации, что молчал по всем вопросам, кроме тех, которые касались его личных желаний.

Инженером был обер-лейтенант (инж.) Экхардт. Экхардт начал свою военно-морскую карьеру в качестве матроса. Он был младшим машинистом под началом знаменитого Кречмера на U-99 незадолго до того, как она была потоплена в марте 1941 года. Пленные сказали, что он был в своем десятом патруле на подводной лодке, когда их захватили. У них было впечатление, что он вскоре получит Рыцарский крест Железного креста. Его описывали как очень нервного человека, и он не пользовался большой популярностью у команды.

Двое других пленных с U-67 продемонстрировали доказательства сильной идеологической обработки . Боотсмаат Бурк — уроженец Франкфурта-на-Майне.

-7

Ему 22 года, и до того, как пойти на флот, он был ловцом угрей. Он был членом нацистской партии и когда-то состоял в СА. После завершения обучения в качестве рекрута, Бурк был назначен на U-67, не посещая школу подводного плавания. Он присоединился к U-67 в мае 1941 года, но из-за плохого здоровья совершил только четыре патруля — второй, четвертый, пятый и восьмой.

Снимок, сделанный после одного из этих патрулей. Бурк в центре

-8

После допросов на борту USS Merrimack (AO-37) допрашивающий офицер сообщил: «Из двух военнопленных Бурк более разговорчив, но он воображает себя искусным в уловках и способным изобрести достаточно лжи и гиперболических заявлений, чтобы запутать общую картину... У Бурка грязный ум, и он занят только мыслями о женщинах и величии Германии. Он хвастун и склонен к властности... Он ненавидит британцев и может рассказать одну ужасную историю за другой, чтобы обосновать свою ненависть».

Последний из трех пленных — 19-летний матрозенгефрайтер Янек. Он родом из Фесстенберга близ Бреслау и был маляром в гражданской жизни. Янек вступил в военно-морской флот в декабре 1941 года, прошел обычную подготовку новобранцев, а затем три месяца учился в школе подводных лодок в Готенхафене. В сентябре 1942 года он был назначен на U 67 и совершил на ней шестой, седьмой и восьмой патрули.

-9

И Бурк, и Янек безоговорочно верили во все антибританские истории о зверствах, которые в настоящее время циркулируют в Германии. Бурк был особенно нагляден в своих описаниях «британской войны против женщин и детей». Он говорил об отравленных конфетах, зажигательных носовых платках и взрывных авторучках, сбрасываемых с самолетов, и клялся, что его собственному брату оторвало голову такой ручкой. Оба заключенных выразили облегчение от того, что попали в руки американцев, а не британцев..."

Немного о разночтениях. В предыдущей статье рассказывалось, как U-67 таранила британскую лодку Клайд у островов Зелёного мыса, причём так повредила нос, что ей было приказано возвращаться в базу. Пленные не были в том походе, но ведь моряки общаются на берегу с товарищами с других лодок. По их словам, повреждения были незначительными и U-67 оставалась в море.

Более того, U-67 участвовала в нападении на конвой HG 76, которое имело место 14-23 декабря 1941 года. Главком подводных сил предупредил Мюллера, что конвой может быть ловушкой для подводных лодок, но что он должен атаковать, не обращая внимания на возможные последствия. Пленный сказал, что присутствовало еще шесть подводных лодок [на самом деле их было 10] , среди которых были те, которыми командовали капитан-лейтенанты Бигалк и Эндрасс. (Примечание ONI: известно, что Бигалк командовал U 751 , а Эндрасс — U 567 в то время, и что Эндрасс и его лодка были потеряны в этой атаке.) Он сказал, что пять из семи подводных лодок были потоплены, U-67 и лодка Бигалка были единственными, кому удалось спастись [5 действительно были потоплены, значит, уцелело тоже 5].

Пленные подтвердили факты того патруля, когда лодка попала под удар атакованного ею судна. Подводная лодка приблизилась к своей цели сразу после захода солнца и выпустила две торпеды с расстояния около 1200 метров. Обе торпеды попали, но поскольку судно не затонуло, Мюллер отдал приказ приблизиться на перископной глубине. Затем подводная лодка начала всплывать, но оказалась на встречном курсе, и слишком поздно, чтобы избежать тарана. Грузовое судно врезалось в подводную лодку, повредив оба перископа и заклинив люк боевой рубки. Оно продолжало идти на малой скорости своим ходом, и Мюллер отдал приказ следовать за ним. В конце концов оно было потоплено еще двумя торпедами. Повреждения U-67 были частично устранены в море, и подводная лодка продолжила патрулирование.

По словам заключенного, торпеды были спущены из контейнеров верхней палубы где-то в ноябре. Во время операции член экипажа ослабил винт на крышке одного из контейнеров. Крышка отлетела, ударив его в грудь и убив на месте.

В 19:30 по Гринвичу, 18 ноября 1942 года, U-67 торпедировала и потопила норвежское грузовое судно Tortugas . Была выпущена только одна торпеда, и судно очень быстро затонуло. Экипаж U-67 вышел на палубу и наблюдал, как команда судна боролась за место на спасательной шлюпке. Среди выживших были капитан Рольф Эндресен, его жена и старший механик Тригве Йенсен. Капитан и механик были доставлены на борт подводной лодки и допрошены. Мюллер попытался обратить норвежского капитана в нацистскую веру, но тот остался непреклонен и настоял на том, что сохранит свою верность английскому флагу. В итоге их довезли до Лориана и сдали в лагерь для военнопленных.

Предпоследний патруль U-67 длился около пяти недель. Она вышла из Лорияна 13 марта 1943 года (по другим данным 3 марта) и направилась в свой оперативный район у западного побережья Африки.

Мюллер наконец добрался до конвоя и, желая атаковать из его центра, приказал U-67 погрузиться. Лодка прошла под водой некоторое расстояние, а затем достигла перископной глубины в середине конвоя. Чувствуя, что подводная лодка находится на слишком малой глубине, инженер отдал приказ добавить 200 литров в цистерну отрицательной плавучести. Приказ был неправильно понят, и 200 литров были откачаны.  U-67 всплыла на поверхность своей боевой рубкой, но, по-видимому, не была замечена ни одним из кораблей в конвое. Затем инженер поспешно отдал приказ заполнить все цистерны.  U-67 вышла из-под контроля, опустившись на глубину 240 метров, прежде чем удалось остановить погружение. Огромное давление воды нанесло значительный ущерб. Верхние палубные контейнеры запасных торпед были разгерметизированы, одну торпеду заклинило в торпедном аппарате, несколько клапанов вентиляции были сломаны, и вода попала в лодку через клапан выпуска выхлопных газов дизеля.

U-67 поднялась до 180 метров и оставалась на этой глубине до тех пор, пока не миновала всякая опасность обнаружения эскортом конвоя. Затем она всплыла. Мюллер доложил о повреждениях и получил приказ вернуться в Лориян. По пути U-67 встретила подводную лодку под командованием Эммермана и передала ей часть своего топлива.

U-67 прибыла в Лориян 16 апреля 1943 года (13 апреля). Она оставалась в порту менее месяца, проходя ремонт. 3,7-сантиметровое кормовое орудие было снято, а новое 2-сантиметровое зенитное орудие было установлено на "зимнем саду". Кракенхаген был освобожден от обязанностей старшего помощника, а лейтенант Отто был повышен до этой должности. Лейтенант Ланге присоединился к лодке в качестве второго вахтенного офицера.

Во время перехода к Карибам было обнаружено, что ее GSR вышел из строя, и никто на борту не был в состоянии его починить. Об этом было должным образом доложено командующему, который приказал U-67 перейти в новую зону патрулирования между побережьем Соединенных Штатов и Бермудскими островами. Позже был получен сигнал о том, что другая подводная лодка покидает Лориян с новым GSR для неё..

Я долго искал, что это такое - GSR, склоняюсь к тому, что какой-то радар, поскольку пленные упомянули, что для него была использована новая антенна сетчатого типа. Возможно, это англоязычная аббревиатура. Подводную лодку, перевозившую новый GSR, встретили где-то в середине Атлантики. Прибор был установлен ​​в радиорубке. [Ну вот, Сергей Имаев и подсказал, что GSR - German search receiver , из текста следует что некий приёмник использовавшийся чтобы засечь радиолокационный сигнал с «ASV радара», которые «эффективно использовались для поиска субмарин с самолётов.»]

Утром 16 июля 1943 года U-67 двигалась на поверхности. Старший помощник и три рядовых находились на вахте на мостике. На GSR не было вахты (!). Самолет с конвойного авианосца USS Core застал подводную лодку врасплох. Вахтенные на мостике попытались применить 2-см зенитное орудие, но четыре или пять бомб были сброшены прежде, чем они смогли это сделать. Один из пленных сказал, что сила взрыва сбросила его в воду. Другой заявил, что лодка затонула под углом 45 градусов. Никто из них не был уверен, был ли закрыт люк боевой рубки, прежде чем подводная лодка скрылась под поверхностью. В 06:30 по Гринвичу трое из четырех вахтенных были спасены USS McCormick .

В следующей статье будет рассказ о неординарном лётчике, потопившем U-67.

P.S. если кто не заметил, часть оплаты непосильного труда авторов Дзен переложил на плечи читателей. Это такая кнопочка "Поддержать", позволяющая перечислить что-нибудь в виде доната, в самом низу справа.

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4