Найти в Дзене
Юстасия Тарасава

Движение «Просыпаемся мы»

«Просыпаемся мы» полномасштабно читают в Калининградской, Иркутской, Оренбургской, Вологодской, Ростовской, Новосибирской, Архангельской, Ивановской, Новгородской, Пензенской, Смоленской, Курганской, Рязанской, Кировской, Челябинской, Ленинградской и других областях. К движению «Просыпаемся мы» присоединились республики Крым, Татарстан, Чувашия, Карелия, Удмуртия, Донецкая Народная, Кабардино-Балкарская, Саха (Якутия), Пермский и Красноярский края, многие регионы. Полномасштабно – то есть «Просыпаемся мы» читают в образовательных учреждениях разных населённых пунктов, массово, организованно, под эгидой министерств образования. Накоплен разносторонний опыт работы с рассказом «Просыпаемся мы» – с применением печатных и электронных изданий, аудиокниг, спектаклей (в том числе в школьных театрах), инсценизаций на уроках внеклассного чтения, и с проведением творческих конкурсов «Просыпаемся мы». Преподаватели разрабатывают собственные методики работы с «Просыпаемся мы». Из известных мне мето
Юстасия Тарасава с книгой «Просыпаемся мы» (издания 2023-2024 годов)
Юстасия Тарасава с книгой «Просыпаемся мы» (издания 2023-2024 годов)

«Просыпаемся мы» полномасштабно читают в Калининградской, Иркутской, Оренбургской, Вологодской, Ростовской, Новосибирской, Архангельской, Ивановской, Новгородской, Пензенской, Смоленской, Курганской, Рязанской, Кировской, Челябинской, Ленинградской и других областях. К движению «Просыпаемся мы» присоединились республики Крым, Татарстан, Чувашия, Карелия, Удмуртия, Донецкая Народная, Кабардино-Балкарская, Саха (Якутия), Пермский и Красноярский края, многие регионы.

Полномасштабно – то есть «Просыпаемся мы» читают в образовательных учреждениях разных населённых пунктов, массово, организованно, под эгидой министерств образования.

Накоплен разносторонний опыт работы с рассказом «Просыпаемся мы» – с применением печатных и электронных изданий, аудиокниг, спектаклей (в том числе в школьных театрах), инсценизаций на уроках внеклассного чтения, и с проведением творческих конкурсов «Просыпаемся мы».

Преподаватели разрабатывают собственные методики работы с «Просыпаемся мы». Из известных мне методических рекомендаций хочу выделить наработки кандидата философских наук, доцента кафедры общегуманитарных дисциплин Барнаульской духовной семинарии, директора воскресной учебно-воспитательной группы прихода храма свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с.Берёзовка Первомайского района Алтайского края, Никитиной Ольги Олеговны.

Занятия на основе метода Ольги Никитиной рассчитаны на 2-3 урока и доступны практически каждой школе:

1. Краткое ознакомление учащихся с историей создания произведения «Просыпаемся мы» (в результате паломнической поездки в Севастополь).

2. Прослушивание аудиокниги «Просыпаемся мы» в исполнении Михаила Прокопова. Одноимённая аудиокнига существует в двух вариантах – запись, сделанная библиотекой для незрячих и слабовидящих, и запись, произведённая диктором Михаилом Прокоповым. Предпочтительнее использовать второй вариант, он более высокого качества. Следует учитывать, что аудиокнига длится 40 минут.

Во время слушания детям предлагается рисовать на листах бумаги простым карандашом возникающие у них ассоциации.

3. Прервав прослушивание аудиокниги, провести с учащимися обсуждение вопросов, связанных с личностью главного героя, особенностями его характера, отношения к семье, к школе. Затронуть проблему следования толпе, моде и выявить возможность оставаться собой, полагаясь на верных друзей.

4. Продолжить прослушивание, затем вновь прервать – на том моменте, где прадед во сне попросил Саньку найти его на какой-то тридцать пятой...

5. Показать фильм о 35-ой береговой батарее и Второй Героической обороне Севастополя. Например, фрагменты фильма Марка Муромского «Нас не слышит "Земля"…»

6. Продолжить прослушивание рассказа, поясняя, что такое контузия и синдром Касторской. (Название «синдром Касторской» – отсылка к стихотворению Елены Касторской «Почему же мне снится война, на которой я не был?», на момент публикации которого Елена Касторская училась в 11 классе Бийского лицея-интерната Алтайского края.)

7. Предложить учащимся последние несколько страниц «Просыпаемся мы» поочерёдно читать вслух.

8. После прочтения обсудить:

– причины войн и каким образом война меняет людей, и многое обнажает в их душах, мыслях, поступках. Возможно ли человечеству в будущем жить мирно? Что для этого нужно делать?

– важность живой памяти погибших в ВОВ и в других войнах. Потребность знать о своих предках, их подвигах, их жизни;

– проблему инаковости, «белой вороны» (зачастую переходящую в буллинг). Внутреннее перерождение Саньки после того, как он узнал о прадеде-герое.

9. Предоставить учащимся практические рекомендации по поиску информации в архивах и на интернет-ресурсах для дальнейшего осуществления с родителями.

10. Закрепить результат (третий урок) через время. Дать возможность учащимся в желательной для них форме поделиться итогами их семейных поисков – посредством выставок творческих работ, посвящённых найденным предкам, или создания медиаконтента, и т.д.

(из выступления Юстасии Тарасавы на конференции «Духовное наследие Великой Победы как основа патриотического воспитания подрастающего поколения»)

Дорогие читатели! Учителя, библиотекари, родители! Поделитесь вашим опытом чтения «Просыпаемся мы»!